Иногда может быть трудно развить в себе умение действовать осознанно (откровенно говоря, я полагаю, что это бесконечное путешествие, так как жизнь снова и снова ставит нас в те ситуации, в которых мы не совсем уверены, как действовать).
Для тех из нас, кто имеет привычку винить себя за все ошибки и неудачи, развитие этой способности является особенно сложной задачей. Преодоление привычного убеждения "Я не способен и поэтому проиграю, и поэтому никогда ничего не добьюсь" может потребовать гораздо больше усилий.
В этот момент, когда ученик научится бережнее относиться к самому себе и поймет, что совершать ошибки – это часть человеческого опыта, тогда он с большей вероятностью сможет поменять свои убеждения. Действительно, исследования показывают, что учащиеся, которые себя судят и осуждают, имеют более слабое чувство самоэффективности, тогда как у эмпатийных учеников оно сильнее.
Но этого недостаточно, чтобы утешить свое Я. Также потребуется изменить то убеждение, которое вызывает эмоциональное расстройство. В том же исследовании, которое связывает mindfulness с самоэффективностью, исследователи обнаружили, что положительная переоценка ситуации - метод, который используют "high hopers" (студенты с высоким уровнем мотивации и стремления), чтобы справляться с неудачами.
Возьмите к примеру ученика, который сознательно преодолел свое беспокойство для выступления на публике. Что делать, если тревожность осталась? Вместо того, чтобы испытывать чувство неудачи и беспокойства, можно напомнить себе, что многие люди боятся публичных выступлений больше смерти, и что это дело требует практики, а после – похвалить себя за блестящее выступление!