— Расскажите подробнее о Вашем многолетнем опыте преподавания. Вы преподавали не только в Московской консерватории, но и давали международные мастер-классы?
— Несмотря на то, что преподавать частно я начал ещё в консерваторские годы, то есть 20 лет назад, может показаться странным, что в своих мечтах я, в первую очередь, видел себя на эстраде. Тем не менее, действительно, преподавание было серьезной частью моей творческой жизни.
Спустя где-то пару лет после уже упомянутого первого опыта учительства я занял должность художественного руководителя Северокавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова, тогда носившей название Госфилармонии на Кавминводах. В те годы в филармонии был весьма внушительный по составу, так называемый «филармонический отдел», включавший различных исполнителей, обеспечивавших музыкальный досуг отдыхающих. Происходило это на многих площадках санаториев, а также в различных филармонических залах региона. Составы были совершенно разные: дуэты вокалистов, скрипачей с фортепиано, фортепианное трио, вокальный дуэт с фортепиано и т.д. Всего, мне кажется, около 10 постоянно работающих бригад. Так вот весь этот отдел, помимо симфонического сезона, оказался в моем ведении. Вместе с формальным контролем за уровнем и содержанием программ, входившим в мои обязанности, с некоторыми музыкантами мы работали в формате уроков-мастер-классов. Я помню нескольких замечательных коллег, которые, несмотря на внушительную разницу в возрасте, с удовольствием работали с «молодым худруком» именно в таком ключе, пользуясь не только сторонним ухом, но и тем, что я мог дать им как выпускник Московской консерватории и как студент Высшей школы музыки в Штутгарте.
В 2010 году я приступил к преподаванию в Московской консерватории. И опять же, несмотря на явную любовь к сцене, обнаружил то, что я интересен студентам, и что этот их интерес вместе с моей природной настойчивостью приносит вполне ощутимые результаты. За 12 лет работы мои ученики девять раз становились лауреатами и дипломантами международных конкурсов, что в условиях наших небольших, в сравнении с пианистами или скрипачами, органных классов довольно неплохо.
Было чрезвычайно любопытно и полезно с профессиональной точки зрения на протяжении пяти лет преподавать на международной академии Матаро (Барселона, Испания). Состав учеников там был всегда очень разный. Конечно, россияне, а также испанцы, шведы, американцы, португальцы, словенцы, словаки, корейцы… Вместе с коллегами из Англии, Австрии, Германии, Италии, Испании, Нидерландов мы смогли создать особую среду, с одной стороны полную весьма и весьма сосредоточенной работы и даже каких-то профессиональных соревнований, а с другой — чрезвычайно приятного и открытого общения, ведь не стоит забывать, что Матаро — это совершенно упоительное атмосферное средиземноморское побережье. Хотя и играть на органе в +35, конечно, не очень просто.
Сейчас, вспоминая работу со студентами, наблюдение за мастер-классами коллег, множество сыгранных и прослушанных концертов там, я с уверенностью могу сказать, что одним из важнейших факторов для творческого развития является профессиональный обмен и, может быть, не всегда простая, но конкурентная среда, когда ты и в собственной игре, и в работе со студентами каждый раз должен держать высокую планку, что, конечно же, не всегда легко.