ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Константин Волостнов:

«Одним из важнейших факторов для творческого развития является профессиональный обмен и, может быть, не всегда простая, но конкурентная среда, когда ты и в собственной игре и в работе со студентами каждый раз должен держать высокую планку, что, конечно же, не всегда легко»
Константин Волостнов
Российский органист, пианист и клавесинист
Когда Вы впервые поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой?

— Это понимание как-то возрастало. Я бы сказал, что оно усиливалось по мере осознания моей любви к органу и освоении всё больших знаний об этом инструменте. Несомненно, знакомство с музыкой Баха также стало серьезнейшим импульсом. Наверно где-то с восьми лет Бах и орган стали занимать моё сознание всё больше и больше.
«Бесконечно могу рассказывать о какой-то сказочной атмосфере свободы и ответственности в школе, царившей среди детей»
Начинался ваш путь в Детской музыкальной хоровой школе «Весна» имени А.С. Пономарёва и продолжился в Московской городской детской музыкальной школе имени С.С. Прокофьева. Повлияло ли обучение в музыкальной школе на Вашу карьеру?

— Однозначно, и по-другому не могло и быть. Во-первых, музыкальная школа — это проводник к освоению профессиональных знаний. Во-вторых, если говорить уже непосредственно о тех школах, где я имел счастье учиться, то это, безусловно, особенный опыт, полученный очень и очень вовремя. Безумно благодарен судьбе за соприкосновение с профессиональной музыкой именно в стенах «Весны». Александр Сергеевич Пономарёв, будучи уникальным специалистом в хоровом, да и вообще музыкальном искусстве, воспитал и собрал в школе редких учителей, преданных особой идее чистого искусства. Именно поэтому в репертуаре хоров было так много духовной, серьезной и совсем не детской музыки. Он умудрился создать какой-то невероятный стандарт вкуса и стиля, за коими стояли, конечно, колоссальная работа, талант и дисциплина. С большой любовью вспоминаю моих учителей там: Аллу Анатольевну Байкову, Марину Леонидовну Алексееву, Марину Леонидовну Бялую. Бесконечно могу рассказывать о какой-то сказочной атмосфере свободы и ответственности в школе, царившей среди детей. Мы сами брали классы, залы, музеи были открыты, всё было очень красиво и необычно устроено. Вечером совершенно не хотелось оттуда уходить…

Я очень рад, что сегодня дело Александра Сергеевича с той же дотошностью и подлинной сердечной любовью продолжает Надежда Владимировна Аверина — его ученица, а позже — ближайшая коллега.

Я никогда не говорил об этом, и, думаю, ошибочно: ведь в этой школе я оказался по совету моей первой учительницы музыки — Ирины Александровны, к которой я ходил на уроки фортепиано на улице Коненкова.

Школа имени Прокофьева же была местом реализации мечты — под руководством моей «органной мамы», а сегодня уже друга и коллеги, Марии Михайловны Поташниковой я приступил к изучению органного мастерства. Особенностью этой школы являлись не только старые и прочные музыкальные традиции, но и наличие с середины XX века там класса органа. Я учился уже в новом здании школы с прекрасным концертным залом, между прочим построенным с учётом возможного наличия на его сцене большого духового органа! В этой школе я встретил и таких прекрасных педагогов, как Камила Александровна Быстрова и Зинаида Иосифовна Жалковская.
— Участвуете ли Вы в дальнейшей судьбе школ? Может быть, принимаете участие в концертах?

— Безусловно, насколько позволяют обстоятельства. Для меня чрезвычайно ценен мой контакт с руководством и сотрудниками обеих моих школ. И, конечно, я появляюсь на их сценах в качестве исполнителя.
Расскажите подробнее о Вашем многолетнем опыте преподавания. Вы преподавали не только в Московской консерватории, но и давали международные мастер-классы?

— Несмотря на то, что преподавать частно я начал ещё в консерваторские годы, то есть 20 лет назад, может показаться странным, что в своих мечтах я, в первую очередь, видел себя на эстраде. Тем не менее, действительно, преподавание было серьезной частью моей творческой жизни.

Спустя где-то пару лет после уже упомянутого первого опыта учительства я занял должность художественного руководителя Северокавказской государственной филармонии имени В.И. Сафонова, тогда носившей название Госфилармонии на Кавминводах. В те годы в филармонии был весьма внушительный по составу, так называемый «филармонический отдел», включавший различных исполнителей, обеспечивавших музыкальный досуг отдыхающих. Происходило это на многих площадках санаториев, а также в различных филармонических залах региона. Составы были совершенно разные: дуэты вокалистов, скрипачей с фортепиано, фортепианное трио, вокальный дуэт с фортепиано и т.д. Всего, мне кажется, около 10 постоянно работающих бригад. Так вот весь этот отдел, помимо симфонического сезона, оказался в моем ведении. Вместе с формальным контролем за уровнем и содержанием программ, входившим в мои обязанности, с некоторыми музыкантами мы работали в формате уроков-мастер-классов. Я помню нескольких замечательных коллег, которые, несмотря на внушительную разницу в возрасте, с удовольствием работали с «молодым худруком» именно в таком ключе, пользуясь не только сторонним ухом, но и тем, что я мог дать им как выпускник Московской консерватории и как студент Высшей школы музыки в Штутгарте.

В 2010 году я приступил к преподаванию в Московской консерватории. И опять же, несмотря на явную любовь к сцене, обнаружил то, что я интересен студентам, и что этот их интерес вместе с моей природной настойчивостью приносит вполне ощутимые результаты. За 12 лет работы мои ученики девять раз становились лауреатами и дипломантами международных конкурсов, что в условиях наших небольших, в сравнении с пианистами или скрипачами, органных классов довольно неплохо.

Было чрезвычайно любопытно и полезно с профессиональной точки зрения на протяжении пяти лет преподавать на международной академии Матаро (Барселона, Испания). Состав учеников там был всегда очень разный. Конечно, россияне, а также испанцы, шведы, американцы, португальцы, словенцы, словаки, корейцы… Вместе с коллегами из Англии, Австрии, Германии, Италии, Испании, Нидерландов мы смогли создать особую среду, с одной стороны полную весьма и весьма сосредоточенной работы и даже каких-то профессиональных соревнований, а с другой — чрезвычайно приятного и открытого общения, ведь не стоит забывать, что Матаро — это совершенно упоительное атмосферное средиземноморское побережье. Хотя и играть на органе в +35, конечно, не очень просто.

Сейчас, вспоминая работу со студентами, наблюдение за мастер-классами коллег, множество сыгранных и прослушанных концертов там, я с уверенностью могу сказать, что одним из важнейших факторов для творческого развития является профессиональный обмен и, может быть, не всегда простая, но конкурентная среда, когда ты и в собственной игре, и в работе со студентами каждый раз должен держать высокую планку, что, конечно же, не всегда легко.
«Образование в целом и музыкальное в частности — подвижная среда, живо реагирующая на процессы в обществе»
Наблюдаете ли Вы какие-то тенденции российского музыкального образования?

— Однозначно. Образование в целом и музыкальное в частности — подвижная среда, живо реагирующая на процессы в обществе. Среди позитивных тенденций хотелось бы особо отметить такую удивительную и, даже можно сказать, уникальную популярность органа на уровне детских музыкальных школ. Если в моём детстве мама, для того чтобы найти во всей Москве пять-семь школ с органом, должна была обзвонить весь телефонный справочник, то сегодня класс органа вы найдёте, наверно, в четырёх из каждых пяти школ, если не чаще. Тридцать лет назад о таком можно было только мечтать. И здесь, кстати, мы выгодно отличаемся от положения дел с детским органным образованием в Европе. Советская модель высококлассного профессионального образования до 14 лет включила и орган, распространив на него требования, предъявляемые к остальным специальностям. Именно поэтому сегодня мы можем наблюдать такое количество детских органных конкурсов, что, безусловно, очень хорошая тенденция.
На каких инструментах Вы предпочитаете играть: исторических, современных?

— Я предпочитаю играть на хороших органах. Особо подчеркну, что к ним я отношу исключительно духовые инструменты, а в их числе есть, конечно, и исторические, и современные. На российском пространстве исторических органов крайне мало, и все они, естественно, относятся к позднеромантическому периоду: всего их меньше десяти. Я довольно много работал на трёх наиболее значительных из этих исторических инструментов: органы Большого зала Московской консерватории, церкви свв. Петра и Павла в Москве, а также Центральной церкви Евангельских христиан-баптистов. У нас есть несколько современных инструментов, построенных в исторической, уже барочной манере. И с этими органами мне также довелось весьма плотно поработать, записав на них пять дисков. Конечно, несколько примеров прогрессивного органостроительства также не оставляют меня равнодушным: орган Дома музыки в Москве, орган Зарядья…
Вы выпустили 17 сольных дисков, записанных на различных органах Москвы, Санкт-Петербурга и знаменитом органе Домского собора в Риге. Как возникла такая идея? Планируете ли Вы продолжить серию дисков?

— Вообще, за весьма пристальное отношение к записям я должен благодарить моего консерваторского профессора по органу Алексея Александровича Паршина. Он всегда с особым вниманием относился в фиксации исполнений и последующей жизни этого материала, считая подобную деятельность важной составляющей профессии. По своей практике могу сказать, что это действительно увлекательный процесс, но довольно затратный во всех отношениях. В настоящий момент одна работа в силу обстоятельств до сих пор не закончена — это все органные сочинения Иоганнеса Брамса, записанные на аутентичном инструменте Центральной церкви Евангельских христиан-баптистов, уникальном памятнике органостроения, вышедшем из мастерской Эрнста Рёвера в 1898 году. Также есть планы по записи довольно интересного исторического органа в Беларуси.
У Вас немало наград престижных конкурсов и фестивалей. Какое конкурсное выступление Вам запомнилось больше всего?

— Мне трудно выделить выступление на каком-то отдельном конкурсе. Конечно, успешное выступление в Англии на старейшем и сложнейшем конкурсе в мире — это несравнимые впечатления. Грандиозный собор в Сэнт-Олбанс, в котором проходили прослушивания, — это потрясающее место само по себе! С другой стороны, игра с оркестром и превосходным дирижёром, профессором Анатолием Абрамовичем Левиным на конкурсе имени А.Ф. Гедике в Москве — незабываемый и удивительно светлый опыт. При этом конкурс на юге Германии в городе Шрамберге, целиком в своих трёх турах посвящённый немецкой романтической музыке для органа, также совершенно иное пространство впечатлений, заставивших меня задуматься об определённых параллелях в русском и немецком музыкальном миропонимании. Неслучайно же Чайковский настолько уважал композиторское наследие Германии и во многом на него ориентировался.
«Музыка — незримый, но реально существующий бескрайний мир...»
Какие у вас главные источники вдохновения?

— Это, в первую очередь, сама музыка — незримый, но реально существующий бескрайний мир, бесконечный источник гармонии, открытий, человеколюбия и настоящей красоты. А также природа сама по себе и запечатлённая в живописи. Я обожаю архитектуру! Ну и, конечно, мой любимый инструмент — орган.
Made on
Tilda