Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства — это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере культуры, искусства и образования и платформа разработки методических рекомендаций для преподавания творческих дисциплин.
ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Что будет, если повесить картину вверх ногами?
Кристофер Тернер
Георг Базелиц подарил шесть своих перевернутых картин Музею изобразительного искусства Метрополитен. Все холсты в немецком арт-пространстве с изображением семьи и друзей были написаны в 1969 году, когда Базелиц начал экспериментировать с инверсией. Его первая перевернутая работа с изображением заснеженного пейзажа с деревьями под названием Der Wald auf dem Kopf (Лес на голове) представляет собой каламбур на тему «Мир перевернулся с ног на голову». Критики спорят о том, были ли его радикальные манеры изображения и демонстрации работ уловкой уличного художника или провокационным гением.
Базелиц утверждал, что сделал это для того, чтобы замедлить процесс написания работы, чтобы создать что-то между абстракцией и формой, способное бросить такой же вызов зрителю, как и создателю. В своем популярном пособии «Художник внутри вас» (1979) доктор наук Бетти Эдвардс порекомендовала студентам писать картины вверх ногами, чтобы задействовать зрительные перцептивные функции правого полушария мозга, тем самым исключая левое, предназначенное для аналитики и вербального общения. Базелиц применил умышленно отталкивающий способ демонстрации, призванный противодействовать буквальному толкованию, что делает аналогичный призыв к нашему творческому полушарию мозга.
Вид на инсталляцию «Георг Базелиц. Знаковый поворот» Метрополитен-музей, Нью-Йорк 2021 год Фото: Xue Chen
«В поисках прецедентов в истории немецкого искусства я обнаружил, что смотрю на ранних художников романтизма, — заметил Базелиц, — которые даже тогда были способны неправильно повесить картину и при этом оценить ее эстетическую ценность неумышленно по достоинству и общему согласию». Художник вспоминает анекдот Карла Густава Каруса, друга и ученика Каспара Давида Фридриха: по всей видимости, посетитель мастерской Фридриха принял туманную сцену с одиноким орлом в горах за «морской пейзаж», восхваляя ее со смущающим энтузиазмом, к большому огорчению художника. Перевернутый орел станет повторяющимся элементом в собственных работах Базелица, символом немецкого национализма, изображенным падающим, как Икар в пламени краски.
Перевернутые работы играют важную роль в основополагающих мифах абстрактного искусства. Кандинский утверждал, что был поражен «необычайной красотой, наполненной внутренним сиянием» и неожиданным расположением цветов, казалось бы, незнакомой абстрактной картины в его студии в Мюнхене прежде, чем осознал, что на самом деле перед ним одна из его собственных картин, только перевернутая. Его последующие «импровизации», такие как «Картина с кругом» (1911), считаются первыми нарочито абстрактными картинами. Во многих его работах форма и цвет были сконцентрированы в верху полотна, и поскольку люди в то время не привыкли к таким приемам, часто работы были повешены вверх ногами.
Одна из картин Марка Ротко «Черное на бордовом» 1958 года, установленная в лондонской галерее Тейт Модерн (сейчас находится в галерее Тейт Британия) Фото: Rob Stothard / Getty Images
Конечно, существует длинная история, когда предметы искусства выставлялись подобным образом по ошибке. По неподтвержденной истории Джозеф Мэллорд Уильям Тернер на вопрос галериста: «Не повесили ли они почти абстрактный холст вверх ногами?» — ответил: «Переверните ее». К началу XX века вопрос об ориентации в «импрессионистической» живописи был популярной шуткой. Как отмечалось в одной карикатуре 1911 года, это не имело никакого значения, поскольку «никто не понимает, что к чему». Какая из сторон картин художников-абстракционистов, например, таких как Марк Ротко, должна быть сверху было не всегда понятно, и Галерея Тейт выставила две его картины «Черное на бордовом» по горизонтали и вертикали, так как не вполне ясно, что задумал художник. Самая известная и широко разрекламированная из таких ошибок была в МоМА, самом храме модернизма, где в 1961 году картина Анри Матисса с очертанием лодки и ее отражением в воде ошибочно выставлялась вверх ногами в течение 47 дней, пока посетитель не предупредил охранника (который ответил: «Вы не знаете что сверху и вы не знаете что внизу, и мы тоже»), а затем и New York Times.
Иногда неправильное расположение работы являлось преднамеренным актом подрывной политической деятельности. В музее Альмоди недалеко от Валенсии можно увидеть картину короля Филиппа V, которая выставляется в перевернутом виде с 1940 года, когда гордый смотритель музея занял политическую позицию против монарха, который приказал разрушить город во время войны за испанское наследство.
Портрет Филиппа V Муниципальный музей Альмоди, Хатива, Валенсия Предоставлено Информационно-туристическим центром Xàtiva
Ричард Кальвокоресси писал в журнале Burlington Magazine в 1985 году о том, что Предромантическое искусство Базелица встречалось уже в эпоху Ренессанса, в частности «Распятие Святого Петра» Мазаччо, которое Базелиц мог увидеть в Берлинских государственных музеях в Далеме. Изображенный в строгой симметрии, балансирующим на своем ореоле Петр, который настаивал на том, чтобы его казнили вверх ногами, чтобы не было сравнения с Христом, был передан в идеальном ракурсе. В книге «Тайные знания: заново открывая утраченные методы старых мастеров» (2001) Дэвид Хокни предположил, что со времен Караваджо, через эпохи Вермеера и Энгра, художники рисовали мир вверх ногами, сначала используя вогнутое зеркало, чтобы проецировать перевернутую сцену на лист бумаги при хорошем освещении, а затем с помощью камеры-обскуры и камеры-люциды.
Задолго до фотографии, в поисках правдивости, искусство находилось под влиянием и было опосредовано объективами. Художники неосознанно использовали оптические инструменты перевернутого и эфемерного видения мира, чтобы задействовать правую часть мозга. Но Базелиц был первым, кто продемонстрировал такой эффект в подобной манере: «Взглянув на это, можно почувствовать раздражение, и это намеренно», — ответил он, когда его спросили, почему. «Когда ты раздражен, твое внимание становится пристальным».