ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Фольклор: специфика направления
и методическая поддержка
Анна Свиридюк
руководитель Городского методического центра по направлению «Фольклор» рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает
на часто задаваемые вопросы
Методический центр по направлению «Фольклор» осуществляет свою деятельность по двум направлениям: фольклорное и сольное народное пение.
В задачи центра входит:
методическая поддержка преподавателей и специалистов московских школ искусств
консультации преподавателей по вопросам подготовки к аттестации
организация окружных и городских мероприятий
О мероприятиях и академической преемственности

Методический центр организует ряд мероприятий, как, например: мастер-классы, конференции, семинары, творческие встречи с ведущими специалистами в области фольклорного и сольного народного пения. Все эти события направлены на повышение уровня педагогического мастерства. Мастер-классы, творческие встречи с выдающимися специалистами, педагогические конференции дают стимул для саморазвития, профессионального роста преподавателей, а также возможность поделиться накопленным педагогическим опытом с коллегами. Это позволяет подготовить конкурентноспособных выпускников к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения в сфере культуры и искусства.


О системе кураторства

Рабочая группа по нашему направлению состоит из 11 окружных экспертов, которые готовы предоставить необходимую методическую помощь и поддержку, обеспечивают своевременное информирование преподавателей своих округов о предстоящих мероприятиях, оказывают поддержку в организации городских и окружных мероприятий, участвуют в отборочных этапах городских и всероссийских конкурсов и фестивалей. Задать любой интересующий вопрос по направлению вы можете, написав нам на адрес электронной почты metodfolkcenter@gmail.com


Об уровне вокального образования

Качество работы преподавателей зависит от уровня профессионализма, который складывается из множества факторов, в том числе образования, призвания, опыта работы, профессионального самосовершенствования.

Коллективы и солисты отделений фольклора и сольного народного пения достойно представляют московские школы искусств и являются победителями городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов (Гранты Мэра Москвы, Дельфийские игры, конкурс имени Л.А.Руслановой, Голоса России и многие другие).


Об инновациях

Синкретизм народного исполнительства позволяет открывать новые формы для его воплощения. Использование театральных форм, хореографии, включение самобытных, необычных, редких и современных музыкальных инструментов в исполняемые произведения делают их доступными для понимания современного зрителя и пробуждают интерес к изучению культуры своей страны.


О дистанционном обучении

Временный переход на дистанционное обучение стал для всех нас одним из инструментов для дополнительной работы с учащимися и преподавателями. Качественный образовательный процесс требует непосредственного, живого участия преподавателя и ученика. Ансамблевое пение учит нас ладить между собой и предполагает живое участие в этом процессе группы людей. Сольное народное пение - это прежде всего работа преподавателя/ученика/концертмейстера; для создания качественного музыкального произведения эту цепь разрушать нельзя.
Часто задаваемые вопросы
За какой поддержкой педагог может обратиться в методический центр?
Часто коллеги обращаются за советами и помощью в работе с конкретными учащимися и конкретной проблематикой, например, когда у учащегося не получается устранить тот или иной дефект голосообразования, найти подход к решению вокально-технической задачи. В таких случаях, безусловно, всё зависит от индивидуального случая, единого алгоритма действий не существует: то, что поможет одному ребенку устранить проблему, для другого может иметь противоположное действие.

Для профессионального взаимодействия и поиска как раз и были организованы педагогические семинары-практикумы в округах – это прекрасная возможность спросить совета у коллег и получить конкретный доброжелательный отзыв. «Обратная связь» с оргкомитетом методического центра и мастер-классы – тоже одна из возможностей для наших преподавателей и учащихся получить ответ на волнующие вопросы.
Как лучше подготовиться к аттестации?
Вопрос аттестации, конечно, волнует большинство преподавателей, так как наличие категории, особенно высшей, даёт преподавателю не только дополнительные бонусы в виде доплат, но и высокий статус, позволяет ему позиционировать себя как преподавателя высокого уровня.

В ответ на подобные вопросы преподаватели получают рекомендации чаще участвовать в окружных и городских мероприятиях: в конкурсе, концертах, семинарах и конференциях; показывать своих учеников и работу с ними, слушать рекомендации коллег во время обсуждения на семинарах или получать отзывы членов жюри на нашем конкурсе. Для подготовки к записи своего урока для аттестации исключительно важна регулярная практика проведения открытых уроков. Кроме того, объясняем, как важно для преподавателя быть в курсе последних образовательных тенденций, новых методик, а для этого необходимо посещать те мероприятия, которые проводит центр и наши коллеги, а также смотреть онлайн мастер-классы. Не менее важно иметь широкий кругозор, много знать, а значит - читать соответствующую литературу об искусстве, педагогике, психологии.
По каким критериям оцениваются участники Вокального конкурса, городских концертов и отборочных этапов фестивалей, организованных методическим центром?
Участники конкурсных и фестивальных прослушиваний оцениваются по следующим критериям:
- Вокально-технические навыки. Оцениваются вокальные и музыкальные данные, техническое мастерство: красота певческого тона, свобода владения голосом, чистота интонирования и т.д.
- Уровень художественного исполнения: соответствие стилистике исполняемого произведения, музыкальность и артистизм.
- Выбор репертуара: соответствие исполняемой конкурсной программы индивидуальным возможностям конкурсантов, художественная ценность, яркость и разнохарактерность произведений.

Исходя из нашего опыта, хочется отметить, что наиболее частой педагогической ошибкой является неправильно подобранная программа для конкурсного выступления. Это влечёт за собой «минусы» и по всем остальным критериям звучания голоса: если программа слишком сложная, с большей долей вероятности ученик не справится с произведениями технически, в исполнении не будет естественности голосообразования и свободы, тембральной красоты, а говорить о музыкальности и артистической раскованности в таких случаях вообще не приходится. В подобных случаях у нас возникает вопрос в объективности оценки возможностей и, кстати, об амбициях преподавателя в отношении своего же ученика.

Бывает и так, что по диапазону произведение соответствует возможностям исполнителям, но содержание «взрослое», подразумевающее наличие соответствующего личного опыта. Когда мальчик 11-12 лет поёт о любовных переживаниях взрослого мужчины, да ещё и копируя своего преподавателя, часто создаётся эффект пародии. Об этом тоже надо задумываться при выборе репертуара.

Бывает такой вариант, когда программа спета интонационно чисто и достаточно артистично, но жюри оценивает исполнение не очень высоко. Часто причиной недостаточно высоких баллов становится «пестрота» звучания голоса, регистровая неровность, когда исполнитель «пережимает» голос в верхней или нижней части диапазона, а середина звучит тускло, при этом на переходах голос «ломается». Корень этой проблемы – слишком большой диапазон и форсированная манера голосообразования. Преподаватели должны понимать, что это чрезвычайно важный аспект, и этот вопрос надо грамотно решать для дальнейшего развития учеников.

Конкурсная программа должна подбираться с особой тщательностью, ведь здесь преследуется задача показать все наилучшие качества голоса конкурсанта и исполнения конкурсной программы в целом, которое должно быть органичным во всех отношениях.
Полезные ресурсы по направлению «Фольклор»
Статьи
  • Власова С.Ю. Традиционное пение: музыкальная логика и вокальная техника // Вестник Российского фольклорного союза. 2003. №4. С. 17-23; 2004. № 1. С. 26-50.
  • Власова С.Ю. Традиционное пение и его адаптивные возможности // Традиционная культура. 2004. № 3. С. 72-83.
  • Сысоева Г.Я. Этнокультурная среда в системе фольклористического образования // Народно-певческое образование в России; сборник материалов научно-практических конференций. – М., 2009 С 50-59.
  • Сысоева Г.Я. О некоторых современных подходах к решению задач фольклорного исполнительства (из опыта учебной работы на кафедре этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств //Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том III. – М., государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. С. 423-433.
  • Мациевский И.В. Традиционное певческое искусство в XXI веке: исполнительская проблематика // Народная песня на рубеже третьего тысячелетия: Тез. докл. науч.-практ. конф. по фольклору для специалистов Домов и Центров народного творчества, руководителей коллективов народной песни и фольклорных ансамблей. СПб., 2000. С. 23-25.
  • Дорохова Е.А. Пределы реконструкции // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С. 80-94.
  • Дорохова Е.А. Российское фольклорное движение и театр // Театр и театральность в народной культуре: сборник статей памяти Л.П. Солнцевой / Cост. и отв. ред. Н.Ю. Данченкова. М.: ГИИ, 2017. С. 390-406.
  • Голубева М.А. К проблеме артикуляции в народно-певческом исполнительстве // Культурная жизнь Юга России. 2013. №1 (48). С. 96-98.
  • Морозов Д.В. Традиционная народная хореография: проблемы образования и воплощения в современных народно-хоровых коллективах // Сборник материалов научно-практической конференции кафедры Педагогики балета Института славянской культуры «От фольклора до сценических видов танца». Вып. 1. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 50-55.
  • Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе // Проблемы и перспективы развития народно-певческого исполнительства и образования в России. К 100-летию Народной артистки СССР, профессора Н.К. Мешко и 50-летию народно-певческого образования в России. По материалам Всероссийских научно-практических конференций в рамках фестиваля-конкурса «Вечные истоки». — М.: ПРОБЕЛ-2000, 2017. С. 72-82.
  • Морозов Д.В. Современный народный хор как модель "поющего села" // Фольклорное движение в современном мире: Сборник статей. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. C. 140-144.
  • Л.Л. Христиансен «Работа с народными певцами» «Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5 / Ред.-сост. Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1976. С. 9-38».
  • Мехнецов А. М. Народная традиционная культура : Cтатьи и материалы. К 150-летию Санкт- Петербургской консерватории / сост. Е. А. Валевская, К. А. Мехнецова; Вст. ст. Г. В. Лобковой. — СПб. : Нестор-История, 2014. — 440 с.
Учебники, пособия, хрестоматии
  • Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, Кафедра хорового дирижирования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1977. — 255 с. : нот., нот. ил.; 27 см.
  • Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики Учебное пособие. — ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. — М.: Графика, 2010. — 202 с.
  • Освоение традиционного танца в фольклорном коллективе: методическое пособие / З.В. Ендржеевская; ГЦНТ. – Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. – 84 с.
  • Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М.: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских
    фольклорных ансамблей, 1996, 60 с., нот.
  • Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Часть II (3-4 год обучения). «Русская традиционная культура» №2-3, 1999 г. – 70 стр. М.: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских
    фольклорных ансамблей, 1996, 60 с., нот
  • Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб.пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. – М.: Музыка, 2007. – 400 с., нот
  • Калугина Н. «Методы работы с русским народным хором», изд. «Музыка» Москва 1977г.
  • Климов А. «Основы русского народного танца», изд. МГИК, Москва 1994г.
  • Пашина О.А. «Народное музыкальное творчество», изд. Комозитор, Санкт-Петербург 2005г.
  • Пармон Ф.М. «Русский народный костюм», легкомбытиздат 1994г.
  • Науменко Г.М. «Фольклорная азбука», изд.Современная музыка, Москва 2013г.
  • Этнопедагогика теория и практика; - авторские образовательные программы по фольклору, Москва-2003г.
  • Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики/ Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2012. – 368 с.
  • Крошилина Т. Развитие женского народно-певческого голоса периода взросления / Т. Крошилина; отд. По вопросам культуры и искусства адм. Лазар. Р-на г.Сочи. Центр рус.культуры. – Сочи, 2002. – 147.
  • Менабени-Шамшинова А.Г. Певческое голосообразование / А.Г.Менабени-Шамшинова. – М., 1968.-132.: ил.,нот.
  • Мешко Н.К. Искусство народного пения: практ. руководство и методика обучению искусству народного пения / Н.К. Мешко. – Архангельск: Правда Севера, 2007. – 126 с.
  • Шамина Л.В. О русском пении / Л.В.Шамина, В.С.Девятова; ГБУК г.Москвы «центр русской культуры и искусства под упр. Владимира Девятова».
  • Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: метод. Рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов; отв. Ред. Л.П.Маслова; Новосиб. Обл. ин-т усовершенствования учителей. – Новосибирск: Наука, 1978. – 206 с.
  • Кантарович В.С. Гигиена голоса / В.С. Кантарович. – М.: Музыка 1955. – 156 с.
В заключение хочется сказать, что преподавателям не следует «прятаться» от профессиональной коммуникации, от участия в семинарах или прослушиваниях к концертам, от советов более опытных коллег: наш центр создан для оказания методической помощи, чтобы вовремя дать каждому нужный совет, а наши коллеги – кураторы в округах – готовы оказать поддержку, отвечая на поступающие вопросы и обсуждая проблемы, которые важно решить вовремя.

Все мы работаем на благо развития нашей культуры, вокального искусства, и наше качественное взаимодействие повышает уровень работы.
Анна Глазкова


Подробнее - на официальном сайте методического центра по направлению «Вокальное искусство».
Made on
Tilda