ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Илья Созонтов: «Если вам нужно провести лекцию, сделайте это в Instagram!»
Блогер, популяризатор истории России, репетитор истории и обществознания Илья Созонтов делится историей своего пути в сфере образования и рассказами о том, как социальные сети могут помочь образовательному процессу сегодня.
Д: Илья, добрый день. Всегда интересно, с чего начинается тот или иной профессиональный путь. Когда вы впервые увидели себя в роли педагога и как к этому пришли?

И. С.: Я вообще видел себя всегда преподавателем вуза – читал лекции в МГУ даже будучи студентом, у меня с товарищами был собственный межфакультетский курс и «кружок» по философии спорта.

Чтобы зарабатывать на преподавании – у меня таких мыслей не было, хотя это мне нравилось.

Уже после окончания вуза, когда я работал в маркетинге, узнал, что можно работать репетитором и гибко планировать свой график – тогда и занялся уже серьезно.
Д: Вы намного раньше перевели образовательные процессы частично в онлайн. А сегодня это стало главной повесткой дня. Расскажите о своем опыте перехода в онлайн: что подтолкнуло, что поспособствовало, с какими трудностями столкнулись?

И. С.: Я про онлайн думал с момента основания своего офлайн-центра в Москве. Я думал так: хорошо, мы сделали классный центр, но он один и к нам ходит 350-400 детей. А мы тратим дикое количество сил и денег (до 200 тысяч каждый месяц) на разработку материалов, на продумывание учебной программы. Надо же чтобы больше людей об этом узнало!

Так что в онлайн я выходил 3 года - и у меня не получалось. В основном, потому что в коммерческом онлайне сложно привлечь и удержать клиента (стоит дорого, проще уйти с курса).

Что касается вопроса «как удаленно учить людей»: сейчас такое количество платформ, сервисов и возможностей, что стоит уделить этому пару дней и вы сможете сделать курс, даже если до этого никогда не занимались вопросом.

Первый элемент онлайна в обучении мы использовали вообще через почту - верстали красивые письма для учеников в почтовом сервисе со ссылками на файлы учебников и дополнительные материалы и отправляли ученикам по почте. До 150-200 учеников все прекрасно работало (потом уж стало очень трудоемко делать такие рассылки, перешли на онлайн-платформу).
«Если вы учили 20 лет в офлайне, это не делает вас экспертом онлайна – вы новичок, поэтому ошибки нормальны»
Д: Какие советы вы можете дать педагогам, которые впервые открывают для себя формат онлайн-занятий? На что обратить внимание, какие ресурсы можно и лучше использовать?

И. С.: Главный совет - расслабьтесь и кайфуйте. Вспомните себя студентами, которые только пришли к школьникам или другой первый опыт преподавания. Если вы учили 20 лет в офлайне, это не делает вас экспертом онлайна – вы новичок, поэтому ошибки нормальны. Мы что-то слишком «забронзовели» в своих статусах, мне это не нравится. Онлайн-образование дает возможность вновь ощутить себя вечным студентом, открывать новое.

Правильных путей нет – фантазируйте и экспериментируйте. Некоторые мои коллеги используют такие сервисы, как Twitch (для трансляций) и Discord (для групповых переговоров). Это вообще геймерские сервисы, но никого это не смущает.

Если говорить про конкретные приложения, то:
- Zoom - для конференц-связи, чтобы видеть всех участников и общаться с ними;
- Clickmeeting, бизон365, вебинар.ру – чтобы проводить вебинары.

Можно делать трансляции через Youtube, но лично мне не нравится – я не люблю, когда во время занятия есть задержки сигнала между преподавателем и учеником.

Если вам нужно провести лекцию, сделайте это в Instagram! Там отлично работает инструмент трансляций. Создайте аккаунт своего класса, выложите расписание трансляций в посте, позовите учеников и проводите трансляции – для этого понадобится только телефон.

Кстати, никто не мешает записывать видео-уроки на телефон и отправлять их ученикам. Сейчас создавать контент удобно и круто.
Д: Есть ли что-то, чему вас научили ваши ученики в плане Интернет-технологий?

И. С.: Менять фон в Zoom. Но у меня какой-то не очень крутой компьютер, поэтому у меня фон с глюками меняется(
Д: Можно ли научиться играть на музыкальном инструменте, танцевать или рисовать онлайн? Или все-таки в этом случае онлайн скорее помощник в очных занятиях с педагогами?

И. С.: Я сам прямо сейчас учусь битмейкингу и игре на фортепиано онлайн. В TikTok очень популярны «туториалы» (учебные пособия) по рисованию и танцам. Аккаунты в Instagram по этой тематике набирают тысячи подписчиков. Онлайн-школа Вероники Калачевой учит тысячи людей рисовать. Гитарный производитель Fender запустил онлайн-школу игры на гитаре на весь мир. Музыкальный колледж Беркли в Бостоне давно предлагает онлайн-программы по всем направлениям в музыке. Мне продолжать? :))
«Если хорошо знаешь свой материал, придумать
что-то интересное несложно
»
Д: Расскажите о вашей работе с социальными сетями: у вас недавно запустился канал в TikTok, который уже завоевал большую популярность. Работает ли он в качестве образовательного ресурса или это в большей степени имиджевая история? Как разрабатываете контент?

И. С.: TikTok сейчас – это инструмент раскрутки и узнаваемости. Алгоритмы рекомендаций помогают продвигать ваши видео без вливания рекламных бюджетов. У меня сейчас 15 тысяч подписчиков, а самое популярное видео набрало почти 800 тысяч просмотров.

Я снимаю короткие ролики на 15-30 секунд, обычно беру какие-то исторические ситуации, мифы или любопытные совпадения. Если хорошо знаешь свой материал, придумать что-то интересное несложно. Плюс: есть много трендов в самом TikTok, которые можно изучать и по мотивам снимать нечто похожее.

Мой контент мог бы быть сильно лучше, я просто пока не успеваю его делать круче (точнее не получается в связи с карантином – я дома с четырехлетней дочкой и это накладывает отпечаток на возможности создания видео). Кроме того, я делаю контент в Instagram, Вконтакте, теперь еще в Youtube. В общем, не доходят руки, чтобы основательно делать контент.
Д: Как вы правильно сказали: многие педагоги только начинают работать с онлайн-инструментами и идти путем проб и ошибок – это нормально. Были ли какие-либо забавные случаи в вашей педагогической практике, связанные с переходом в онлайн?

И. С.: За 6 лет работы преподавателем я работал более чем с 1000 учеников на курсах. И забавного было очень много. Расскажу про один: когда я только начал тестировать платформы для проведения вебинаров (у меня 550 человек на двух предметах в онлайн-подготовке к ЕГЭ), то думал, что Zoom может подойти и для массовых вебинаров. А там в приложении есть возможность ученикам пользоваться инструментами рисования на презентации. Ее можно отключить, но я не знал, как. В итоге веду я вебинар, и тут ученики начинают массово разрисовывать ВСЕ!

А я не знаю, как это остановить. Потребовалось 5 мучительных минут уговоров детей не рисовать ничего и еще 5 минут на поиски кнопки, как это отключить. Было забавно. Дети признались, что думали я буду кричать на них и ругаться, а я краснел от беспомощности и отшучивался. До сих пор вспоминаем и смеемся.
«В Китае уже есть технические средства, позволяющие следить за реакцией учеников во время онлайн-занятия и собирать статистику, в какой момент занятия ученик был вовлечен, а когда потерял интерес к теме.

Лично мне очень не хватает таких данных для улучшения своих образовательных курсов»
Д: Как, думаете, дальше будет развиваться сфера образования?

И. С.: Думаю, что преподавание будет становиться все более профессиональным. Я не хочу никого обидеть, но сейчас образование местами напоминает мне шарлатанство. Усвоил ученик материал, вообще думал ли во время урока о чем-то связанном с предметом изучения – мы не знаем. В Китае уже есть технические средства, позволяющие следить за реакцией учеников во время онлайн-занятия и собирать статистику, в какой момент занятия ученик был вовлечен, а когда потерял интерес к теме.

Лично мне очень не хватает таких данных для улучшения своих образовательных курсов. Вы просто представьте – ведете вебинар, а потом анализируете, что получилось, а что можно улучшить. Сейчас такое можно понять только интуитивно, а значит – совсем не точно.
Д: И в завершение немного о насущном: как на вас повлияла сегодняшняя ситуация всеобщей самоизоляции? Какие плюсы вы в этом видите?

И. С.: У меня появилось на 2-3 часа в день больше – как и у моих учеников. Теперь не нужно ездить на другой конец города вести уроки. Если честно, я дико доволен. У меня появилось время играть с дочкой и в целом больше времени проводить с семьей. Есть домашнюю еду, а не полуфабрикаты в кафе.

Мне настолько понравилось, что очные занятия я планирую оставить только для вузов, если будут приглашать преподавать. А всю частную практику преподавания перенесу в онлайн в следующем году.
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
Made on
Tilda