ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Экспертный взгляд. Сэр Кен Робинсон
В интервью The New York Times
Ваша книга содержит большое количество советов для родителей, которые вовлечены в образовательный процесс своих детей. Если бы вам пришлось выделить ключевую мысль, что бы вы выбрали?
Родители обладают большей властью и большим количеством возможностей выбора относительно образования своих детей, чем сами могут себе представить. Многие обеспокоены изменениями, происходящими в мире, и неопределенностью в будущем, с которой сталкиваются дети. В особенности родители озабочены образованием своих детей: они обеспокоены обилием тестов и соревнований, ограниченной учебной программой, отношением к детям не как к личностям и тем, что в школах не развивают любопытство, уверенность в себе и креативность.

Беспокоит их и то, что многие молодые люди имеют проблемы с обучением. А также возрастающая стоимость обучения в колледже и то, найдут ли их дети в конечном итоге работу вне зависимости от того, поступят они в колледж или нет. Часто родители чувствуют себя беспомощными что-либо со всем этим сделать. Хорошая новость заключается в том, что многие преподаватели разделяют эти опасения и также выступают за перемены.
Логично было бы возложить всю ответственность на родителей за определение образовательного пути своих детей, но они не могут соперничать с бюрократией какой-либо отдельной школы, не говоря уже о государственном Департаменте образования. Каким образом родители могут рассчитывать на то, что они смогут оказывать хоть какое-либо реальное влияние?
Проблемы, с которыми сталкиваются родители, и их возможности зависят от различных обстоятельств. Родители, живущие в бедных кварталах с ограниченными ресурсами, сталкиваются с проблемами, отличными от тех, с какими сталкиваются те, кто живет в богатых районах и могут себе позволить нанять помощников. Некоторые родители могут платить за образование, которое они хотят для своих детей; большинство не может.

В целом у таких родителей есть три варианта: они могут способствовать изменениям локально – в школе своих детей, могут работать над изменением образовательной системы или обучать своих детей вне системы. Какими бы ни были обстоятельства, родители не бессильны, и их голоса должны быть услышаны.
Существует ли хоть одна школьная система, в которой все хорошо? И если да, то как это достигается?
Правительства повсеместно пытаются улучшить образовательную систему. На протяжении десятилетий основными стратегическими векторами были стандартизация, конкуренция и непрерывное тестирование, особенно в области грамотности, математики и естественных наук. В лучшем случае это был частичный успех, но во многих отношениях – печальный провал. В Финляндии все иначе.

Финляндия регулярно занимает лидирующие позиции в международных рейтингах по этим дисциплинам, но успех ее образовательной системы намного шире. Примечательно, что в Финляндии нет обязательной учебной программы. Школам рекомендуется следовать обширной программе, которая включает искусство, естественные науки, математику, языки, гуманитарные науки и физическую культуру. Стандартизированное тестирование практически не встречается. Страна вкладывает большие ресурсы в отбор и подготовку педагогических кадров, преподаватель в Финляндии – это престижная профессия.

Финская система несовершенна и все еще развивается, но она успешно справляется со множеством ситуаций, где многие другие системы терпят неудачу. И делает она это, следуя другим путем.
Вы говорите о стрессе, который испытывают учащиеся. Как родители могут помочь с этим справиться, сохранив при этом конкурентоспособность своих детей в сегодняшних сложных и требовательных глобальных условиях?
В США 8 из 10 подростков испытывают высокий или умеренный уровень стресса в течение учебного года, в том числе головную боль, бессонницу, гнев и раздражительность. Основные причины: беспокойство по поводу успеваемости, давление тестированиями и родительское давление с целью добиться отличных результатов в школе и поступить в хороший колледж.

Многие подростки чувствуют себя перегруженными: почти каждый час расписан и распланирован, и у них мало времени на то, чтобы просто «быть ребенком». В таком случае родители могут помочь тремя способами: научиться распознавать признаки «токсичного» стресса, уменьшить давление дома и отводить больше времени на отдых, совместно со школой постараться устранить некоторые предотвратимые причины стресса, в том числе зачастую повышенный уровень сложности домашних заданий и тестирований.
Вы, как и многие, выступали с критикой стандартизированного тестирования. Если это можно было бы изменить, то как бы вы сделали по-другому? Исключили бы совсем? Изменили бы формат? Прибегали бы к тестированиям реже? И как можно быть уверенными в том, что ученики действительно получают необходимые им знания?
Было время, когда школьники проходили в год всего несколько тестирований. Теперь школьная жизнь кажется бесконечным бегом с препятствиями из-за обилия тестов, которые иногда начинаются уже в детском саду.

Ставка была сделана на тестирование как на способ качественно улучшить стандарты образования. Вместо этого все превратилось в безрадостную культуру непрерывной конкуренции, которая поглотила миллиарды долларов налогоплательщиков без значительного улучшения стандартов образования, вызвав огромный стресс у педагогов, детей и их семей. Конструктивная оценка является неотъемлемой частью качественного образования, и некоторые формы тестирования могут быть полезны. Существующие формы тестирования не являются конструктивными и необходимыми.

Цель корректной оценки – поддержка и улучшение качества обучения, а также обратная связь и предоставление информации о достижениях учащихся. Есть много способов сделать это лучше, чем через бесплодные ритуалы тестирования, объективность которого преувеличена.
Что вы думаете о чартерных школах? Вы сторонник или противник такого формата?
Чартерные школы – это независимые государственные школы, которые имеют больше свободы, по сравнению с обычными государственными школами, с точки зрения формата обучения и самоуправления. Сами по себе они не лучше и не хуже обычных государственных школ. Некоторые из них очень успешны, другие – менее.

Одним из аргументов в пользу чартерных школ является то, что они могут усиливать государственный сектор, популяризируя новые практики. Некоторые это делают, другие – нет. Во-вторых, они предоставляют родителям больше возможностей для выбора, что касается сферы образования. Количество мест во всех школах ограничено, а в популярных спрос быстро перерастает предложение. В любом случае, для большинства семей государственные школы по-прежнему являются лучшей возможностью получить образование.
Если бы вы были министром образования США, что бы вы сделали в первую очередь, чтобы изменить американскую школьную систему?
Для чего нужно образование? На мой взгляд, образование необходимо для того, чтобы предоставить всем учащимся возможность понять мир вокруг и выявить свои таланты, стать полноценными личностями и активными гражданами. Правильная роль правительства в этом всем – создать наилучшие условия.

Если бы я был министром, я бы призвал все школы придерживаться обширной и сбалансированной учебной программы, включающей языки, математику, искусство, естественные и гуманитарные науки, физическую культуру, и рекомендовал бы разработать собственные руководящие принципы и ресурсные подходы для ее поддержки. Я бы отказался от текущих требований к тестированию в пользу более информативных оценочных подходов. Я бы поддержал всестороннее развитие дошкольного образования. Я бы ввел комплексный подход «от А до Я», касающийся отбора, обучения и поддержки учителей. Я бы стимулировал всестороннее творческое партнерство между школами, родителями, культурными организациями и частным сектором.

Так или иначе образование может и должно измениться – ради всех нас.

Сэр Кен Робинсон,
признанный мировой лидер в области новых подходов к образованию. Его онлайн-презентация в рамках конференции TED собрала рекордные 67 миллионов просмотров. Почетный профессор Варвикского университета в Великобритании, он консультирует правительства, корпорации, ведущие культурные и образовательные организации.
Источник: The New York Times
Made on
Tilda