ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Павел Овчинников:

«Хочу, чтобы они вышли в мир подготовленными ко всем трудностям»
Павел Овчинников
Джазовый тромбонист, педагог, дирижёр, композитор и аранжировщик, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана, первый заместитель директора Академии джаза, руководитель Центра профессионального мастерства по направлению «Эстрадно-джазовое инструментальное искусство» Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы – это далеко не полный перечень всех регалий знаменитого джазового музыканта Павла Овчинникова, который отмечает свой юбилей в конце июля.
Павел Леонидович, здравствуйте! Вы — джазовый тромбонист, дирижёр, композитор и аранжировщик, а также передаете свое мастерство юным музыкантам. Когда впервые пришло понимание, что вы хотите связать свою жизнь именно с музыкой?

— Я родился 27 июля 1974 года в Невинномысске. Это небольшой городок в Ставропольском крае, на берегах реки Кубань. Мой отец играл на гитаре и бас-гитаре, хорошо пел. Он не был профессиональным музыкантом, просто талантливый самоучка. Работал в ВИА «С песней по жизни», который базировался при Ставропольской филармонии. Отца я видел мало в раннем детстве, так как он много гастролировал. И вот, однажды, он взял меня шестилетнего на гастроли. Мы побывали во многих городах, жили в гостиницах, передвигались на автобусах. Я выучил все песни, входившие в репертуар ансамбля за время этих гастролей, и неплохо пел их бабушке с дедушкой, когда вернулся. Вот, оттуда, наверное, и появилась впоследствии моя мечта стать гастролирующим профессиональным музыкантом. В возрасте 8 лет родители отвели меня на приёмные экзамены в музыкальную школу, куда я успешно поступил в класс фортепиано. Достаточно успешно постигал азы игры на этом инструменте, и у меня не было особенных проблем с теорией и сольфеджио, тем не менее, педагоги убеждали мою маму, что мне не стоит связывать в будущем свою профессиональную деятельность с музыкой. Тем более, как вспоминает моя мама, я всё время просил её забрать меня из музыкальной школы, так как мне очень не хотелось заниматься на инструменте, в то время как мои друзья бегают на улице. Помимо изучения специального инструмента все ученики должны были факультативно посещать групповые занятия.Например, хор, народный или духовой оркестр. Я позанимался и в хоре, и в народном оркестре поиграл на балалайке, и в конце концов попал в духовой оркестр. Сначала играл на духовом теноре, а затем на баритоне. В результате, в 1989 году я поступил в Ставропольское музыкальное училище в класс тромбона.

«Поэтому нужно всё успевать, чтобы как можно больше сделать полезного для воспитания, становления молодых талантливых российских музыкантов»
Являясь лауреатом многочисленных конкурсов и концертирующим музыкантом, вы также ведете педагогическую деятельность в Академии джаза. Как сочетать и успевать и то, и другое?

Многие педагоги сочетают профессиональную исполнительскую деятельность с педагогической работой. Мне удается не просто руководить студенческим биг-бэндом, но и в статусе первого заместителя директора колледжа быть менеджером целого учебного заведения, где учатся около 1000 детей и студентов, а штат педагогов и персонала составляет около 300 человек. В Московском джазовом оркестре под управлением Народного артиста РФ Игоря Бутмана я работаю вот уже 20 лет. И всё чаще Игорь Михайлович привлекает меня к административно-творческой деятельности, связанной именно с образовательной сферой. Десять лет я руковожу международным фестивалем-конкурсом «Детский триумф джаза», международным молодежным фестивалем «Будущее джаза», являюсь председателем и членом жюри многих творческих конкурсов во многих городах России, участвую в различных экспертных, отборочных комиссиях.

Вся эта деятельность требует огромной самоотдачи, работоспособности. Но мне нравится заниматься организационными и творческими вопросами, и очень нравится заниматься с подрастающим поколением. Поэтому нужно всё успевать, чтобы как можно больше сделать полезного для воспитания, становления молодых талантливых российских музыкантов. Тем более, у меня перед глазами пример настоящих «трудоголиков», моих старших товарищей и учителей: Георгия Гараняна, Игоря Бутмана и многих других успешных музыкантов.
«Секрет моего успеха в общении со студентами – это, прежде всего, доверие и честность»
Расскажите подробнее о вашем многолетнем опыте преподавания. В чем секрет успеха вашей коммуникации со студентами?

Педагогическую деятельность я начал в 2009 году в стенах московской Детской школы искусств имени Дж. Гершвина, которая впоследствии вошла в состав Академии джаза и прекратила свое существование как отдельное учебное заведение. В Академии джаза мирно уживаются учащиеся и студенты академического и эстрадно-джазового направлений. Я горжусь потрясающими педагогами, которые у нас работают. Это талантливейшие исполнители, солисты ведущих российских симфонических, духовых и джазовых оркестров, профессора Московской государственной консерватории и РАМ имени Гнесиных. С 2014 года я также преподавал в институте «Академия имени Маймонида (ФГБОУ ВО РГУ им. А. Н. Косыгина). Там я получил ученое звание «доцент» и написал кандидатскую диссертацию на тему «Московская джазовая школа. История формирования и развития». Защитился успешно в диссертационном совете Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова и получил ученую степень «кандидат искусствоведения». Таким образом, мой педагогический опыт включает в себя работу со всеми тремя ступенями образования.

Секрет моего успеха в общении со студентами – это, прежде всего, доверие и честность. Я много рассказываю им об особенностях профессиональной жизни музыканта на своих собственных примерах из жизни, хочу, чтобы они вышли в мир подготовленными ко всем трудностям.
Вы упомянули, что ваш педагогический опыт включает все три ступени творческого образования. На ваш взгляд, как сегодня происходит развитие детского творческого образования?

— За последние несколько лет в России, особенно в Москве, произошло много изменений в области развития детского музыкального образования. Мэр Москвы Сергей Собянин проводит потрясающую программу «Искусство – детям», которая позволяет отремонтировать и оснастить всем необходимым множество детских школ искусств. Закупаются музыкальные инструменты и аппаратура, учебная литература и многое другое. Я уверен, со временем Академия джаза превратится в современный образовательный джазовый центр России, охватывающий все три этапа творческого образования (школа, ССУЗ, ВУЗ), станет примером для других регионов. Уже сейчас в стране проводится большое количество детских и молодежных творческих конкурсов, и фестивалей. В этом году, например, я участвую в 17 подобных мероприятиях по всей стране в качестве председателя и члена жюри.
Действительно, проводится масштабная работа. Как вы считаете, есть ли аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание в сфере музыкального образования?

— На своих мастер-классах в разных концах нашей необъятной родины я часто говорю об этом. Прежде всего существует недостаток квалифицированных педагогов, особенно в регионах. Люди хотят играть джаз, хотят слушать качественную музыку, хотят учиться. Но, подчас, некому преподавать в музыкальных школах. Некому преподавать гармонию и сольфеджио, крайне мало специалистов в области истории музыки, музыкальных стилей. Создание передового учреждения, такого как Академия джаза, призвано решить эти проблемы. Мы можем готовить специалистов-теоретиков, профессиональных звукорежиссеров и даже музыкальных менеджеров. Все ресурсы для этого у нас есть.
«В наш век безумных скоростей и безудержного потока информации просто необходимо быть конкурентоспособным профессионалом»
В чем сегодня задача музыки в целом, и, соответственно, музыканта, как проводника?

Музыка существует столько, сколько существует и само человечество. И сотни тысяч или миллионы лет она выполняет одни и те же функции. Музыка учит мудрости и доброте, призывает нас к любви к ближнему и к своему отечеству, к состраданию, говорит о важнейших общечеловеческих ценностях. Задача музыканта – передать все чувства и эмоции слушателю, заставить слушателя поверить в свою историю. Но сделать это может только хороший музыкант. Исполнитель обязан не просто владеть инструментом, но и использовать все средства выразительности, хорошую интонацию, нюансы, штрихи, правильную для каждого музыкального стиля фразировку. Это очень важно. В наш век безумных скоростей и безудержного потока информации просто необходимо быть конкурентоспособным профессионалом. А для этого нужно погрузиться в свою профессию поглубже, знать музыкальную литературу, уметь добывать нужную информацию, быть стрессоустойчивым и работоспособным, умерить вредные привычки в конце концов.
Что вы думаете о перспективах развития джаза в России?

— О перспективах джаза можно говорить на примере тех мероприятий, которые происходят уже сегодня по всей стране. В 2018 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошел гала-концерт Международного дня джаза. В 2022 году на исторической сцене Большого театра состоялось грандиозное празднование 100-летнего юбилея российского джаза. Перед концертом Народный артист РФ, директор Академии джаза Игорь Бутман огласил приветствие президента Российской Федерации В.В. Путина. Правительство России, Министерство культуры РФ, профильные министерства на местах и губернаторы различных регионов с готовностью поддерживают проведение джазовых фестивалей, форумов и других мероприятий. Открываются новые учебные заведения, например, Академия джаза Кузбасса в Новокузнецке и Детская филармония в Челябинске. Руководство и педагоги московской Академии джаза с готовностью откликаются на просьбы провести мастер-классы, лекции и открытые уроки в любых городах России, будь то Калининград или Южно-Сахалинск. В Москве уже в третий раз прошел грандиозный Московский джазовый фестиваль, в рамках которого проводится всероссийский конкурс молодежных джазовых оркестров и ансамблей. Победителям конкурса предоставляется прекрасная возможность приехать в Москву, выступить на фестивальных площадках, заявить о себе и обрести новые творческие связи. Студенческие коллективы Академии джаза с большим успехом принимают участие в таких мероприятиях. Думаю, данные факты говорят сами за себя.
Расскажите о планах на ближайшее будущее. Мы знаем, что впереди нас вновь ждет Международный фестиваль «Детский триумф джаза», который стал уже довольно известным событием в профессиональном сообществе.

— Это, действительно, так. Международный фестиваль-конкурс «Детский триумф джаза» за годы своего существования превратился в главный детский джазовый конкурс России. Мы получаем по 300-400 заявок со всех концов страны и ближнего зарубежья. Уверен, что конкурс будет развиваться, надеюсь на участие юных музыкантов из дружественных стран ШОС и БРИКС. Многие ребята в разные годы, ставшие победителями «Детского триумфа», поступили в Академию джаза, а некоторые уже даже окончили её и учатся в различных творческих вузах Москвы.

В июле я побывал в третий раз в арт-кластере «Таврида», где провожу джазовую творческую смену, которая называется «Академия джаза Игоря Бутмана». После этого мой студенческий оркестр участвовал во Всероссийском молодежном фестивале-форуме «Ангара-джаз» в Иркутске. Сейчас у нас каникулы, ребята разъехались кто куда. Но осень обещает быть очень насыщенной. Уже в августе в Горках Ленинских пройдет международный фестиваль «Джазовые сезоны», а вся осень пройдет под знаком празднования 25-летнего юбилея Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана.

«После каждого успешного выступления, я чувствую необычайный прилив воодушевления и гордости за своих ребят.»
Столько идей и творческих планов. Поделитесь своими главными источниками вдохновения?

Мой главный источник вдохновения на данном жизненном этапе – работа со студентами. Всегда приятно и интересно наблюдать за их профессиональным развитием. Коллектив, которым я руковожу, называется «Концертный биг-бэнд Академии джаза под руководством Павла Овчинникова». Мы много выступаем, не только в Москве, но и в других городах. И всякий раз, после каждого успешного выступления, я чувствую необычайный прилив воодушевления и гордости за своих ребят.
Made on
Tilda