ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Струнные инструменты:
специфика направления
и методическая поддержка
Елена Иванова
руководитель Методического центра
по направлению «Струнные инструменты» рассказывает о специфике направления,
делится полезными ресурсами
и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Методический центр
«Струнные инструменты»
работает в следующих направлениях:
методическая консультационная помощь преподавателям
организация концертных и конкурсных мероприятий
оказание информационной поддержки ярким проектам, организуемым образовательными организациями и сообществами музыкантов Москвы
организация методических мероприятий (мастер-классов, открытых уроков, лекций, методических конференций)
работа с молодыми преподавателями
выявление и поддержка одаренных детей, обучающихся в школах искусств Москвы
О мотивации молодых специалистов

Остро ощущается необходимость дополнительной мотивации молодых преподавателей, создания для них отдельной творческой среды. Ни для кого не секрет, что для преподавателя, который только начинает свою педагогическую деятельность, необходимо «время для разбега». Это то время, за которое он сможет обрести опыт
и уверенность в педагогической работе, сформировать крепкий класс. Поддержать молодых преподавателей
в этот период - важнейшая задача. Молодому специалисту необходима методическая поддержка опытных мастеров. С целью оказания такой поддержки методическим центром создан проект «Маст
ера-молодым». В рамках проекта любой преподаватель может регулярно посещать занятия выдающихся преподавателей московских школ и колледжей искусств.

Дополнительной мотивацией, в рамках работы методического центра, является проведение концертов учащихся молодых преподавателей, а также создание совместно с Российской государственной библиотекой концертно-просветительского проекта «Музыкальные вечера в Доме Пашкова» - цикла концертов-лекций, на которых преподаватели могут продемонстрировать свое исполнительское искусство.


Об уровне образования

Уровень образования по струнному направлению в Москве разный. В основном преподаватели работают профессионально, увлеченно и творчески подходят к своему делу. Московское образование у струнников скорее традиционное, чем новаторское, как и в России в целом. Музыканты стараются сохранить и передать следующим поколениям традиции «русской исполнительской школы». Вместе с тем наши преподаватели всегда открыты
к новым идеям, к обмену творческим и педагогическим опытом с коллегами из-за рубежа.


О дистанционном обучении

В связи с угрозой распространения COVID-19 преподаватели столкнулись с необходимостью проводить занятия онлайн: многие отнеслись к этому творчески, постарались увлечь ребят новыми возможностями, которые открыли занятия онлайн. Насколько это было возможно, сохранить темп и качество проводимых занятий.

Для проведения индивидуальных и групповых занятий мы использовали платформы Zoom, Skype, Google Duo и другие. Эти платформы дают возможность проводить занятия в режиме реального времени по расписанию.
Также широко применялась практика прослушивания записей, предварительно записанных учеником дома, и редактирование этих записей вставками с замечаниями и рекомендациями по дальнейшей работе над произведениями. Для такой работы использовались видеоредакторы.

Возможность проводить занятия в дистанционной форме сильно поддержала ребят во время самоизоляции, дала возможность продолжить обучение. К сожалению, полноценно организовать учебный процесс с помощью дистанционных образовательных технологий у исполнителей струнников невозможно, т.к. звучание инструмента через динамики компьютера, планшета или смартфона сильно искажается, не слышны обертоны, качество звука оставляет желать лучшего, часто происходят темповые искажения. Все это приводит к тому, что оценить игру ученика и дать ему качественные профессиональные рекомендации становится сложно. Кроме того с помощью дистанционных образовательных технологий невозможно проводить занятия с концертмейстером - из-за разных скоростей интернета не получается синхронизировать исполнение.
Часто задаваемые вопросы
Как правильно подобрать репертуар?
Часто преподаватели обращаются с вопросом помощи в подборе репертуара для учащихся.
Репертуар нужно планировать на длительное время, исходя из задач и целей обучения, учитывая особенности ребенка, его сильные и слабые стороны.

Для оказания помощи преподавателям в подборе репертуара методический центр организует консультации
с ведущими преподавателями игры на инструменте.
Как подготовиться к аттестации?
Методический центр оказывает консультативную помощь при подготовке преподавателей к прохождению аттестации:
- Помощь в оформлении мотивационного письма.
- Обсуждаются примерные направления вопросов тестирования.
- Обсуждаются требования к качеству и критерии оценки открытого видеоурока.

Для окончательного уточнения этих вопросов рекомендуется преподавателям внимательно ознакомиться с информацией на сайте Дирекции в разделе «Аттестация», а также посетить ежемесячный семинар по подготовке к аттестации.
Вопросы, касающиеся методики преподавания: работа над теми или иными видами техники.
Для оказания помощи по таким вопросам методический центр организует консультации с ведущими преподавателями игры на инструменте. Обратиться можно по почте: str.metodcentr@gmail.com или gg@dopcult.com
Какие мероприятия поддерживает методический центр?
Мы всегда открыты к новым идеям и предложениям. При поступлении запроса на поддержку значимого для сообщества мероприятия или проекта методический центр оказывает информационную и организационную поддержку в проведении мероприятия, а также консультационную помощь в организации.
Присылайте ваши идеи нам на почту: str.metodcentr@gmail.com или gg@dopcult.com
Нужно ли учащимся принимать участие в конкурсах?
Часто поступают вопросы о необходимости и целесообразности участия в конкурсах.
Участие или неучастие ребенка в конкурсах - вопрос индивидуальный. Некоторых детей это мотивирует, им нравится атмосфера праздника и соревнования. Есть дети, которые в силу своих психологических особенностей некомфортно чувствуют себя в конкурсной атмосфере. Принимать ли детям участие в конкурсах - решение преподавателя и родителей. Если ребенок плохо переносит атмосферу конкурсов, целесообразнее найти для него другой способ творческого самовыражения: участие в концертах, игра в ансамблях, участие
в фестивалях.
Полезные ресурсы по направлению «Струнные инструменты»
Методическая литература
● Тартини. «Письмо ученице» (Маддалене Ломбардини);
● Л.Ауэр. «Моя школа игры на скрипке»;
● Леопольд Моцарт. «Школа игры на скрипке»;
● Карл Флеш. «Искусство скрипичной игры»;
● Ж.Сигети. «Воспоминания. Заметки скрипача»;
● К.Мострас. «Интонация на скрипке»;
● К.Мострас. «Система домашних занятий скрипача»;
● В.Ю.Григорьев. «Методика обучения игре на скрипке»;
● Шесть уроков с Иегуди Менухиным;
● О.Шульпяков. «Скрипичное исполнительство и педагогика»;
● М.Кугельс. «Музыкальные эссе»;
● Е.Стоклицкая. «Альтовая педагогика В.В.Борисовского»;
● Р.Сапожников. «Обучение начинающего виолончелиста»;
● А.Броун. «Очерки по методике игры на виолончели»;
● К.Давыдов. «Школа игры на виолончели».
    Интернет-ресурсы
    Приглашаем присоединиться к форуму педагогов направления «Струнные инструменты»
    За последние десятилетия детская педагогика во всем мире сделала огромный рывок вперед.
    То, как сейчас играют дети на значимых международных конкурсах, не перестает восхищать!

    Важно в этот период создать условия для взаимного общения московских преподавателей с выдающимися педагогами и музыкантами России и зарубежья. Возможность творческого общения музыкантов разных городов и стран - одно из главных преимуществ нашей профессии.

    Обмен педагогическим опытом, повышение профессионального мастерства, постоянное развитие -
    все это жизненно необходимо каждому преподавателю для успешной педагогической деятельности.
    Елена Иванова
    Made on
    Tilda