ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Константин Емельянов:
"Наша профессия практическая, она требует непосредственного контакта.
Как у врачей"

О новых творческих открытиях и тонкостях онлайн-образования рассказывает лауреат Международного конкурса имени П.И.Чайковского и артист компании Yamaha Константин Емельянов.
«Сейчас это время нам дано, чтобы сделать спокойно то, до чего не доходили руки»
Д: Листая ленту Facebook'а, мы видим насколько удачно или не очень каждый из нас справляется с режимом #сидимдома. Как с этим обстоят дела у молодых музыкантов?

К. Е.: В любой ситуации нужно находить положительные стороны. Лично я вижу во всем этом много плюсов. Последние полгода моей жизни в связи с плотным концертным графиком проходили в постоянном дедлайне и цейтноте, когда ты ничего не успеваешь. Успеваешь только от одного концерта к другому что-то повторить непосредственно перед самим выступлением – и все.

Сейчас это время нам дано, чтобы сделать спокойно то, до чего не доходили руки, лучше подготовиться к новому сезону. Музыкантам определенно есть, чем заняться в это время – огромное количество репертуара, который можно и нужно освоить. Безусловно, для нас это плодотворное время, которое можно уделить социально значимым вещам, например, благотворительным выступлениям на различных площадках, поддержке той или иной сцены в период, когда остановились продажи билетов. Артисты учатся открывать в себе гуманистическое начало и изо всех сил поддерживают своих слушателей и музыкальное сообщество в целом.

В финансовом плане дела у многих могли бы обстоять, конечно же, лучше. Перенос и отмена живой концертной деятельности – все это серьезно сказывается на нас. Артисты и музыканты, выпав из концертной обоймы, нашли выход благодаря онлайн-трансляциям, YouTube и другим платформам. Музыкант – это ведь всегда фрилансер, и заработок многих из нас напрямую зависит от концертных гонораров. Если ты не педагог или оркестрант, не числишься где-то с трудовой книжкой – ты фрилансер. Есть предложения – есть работа, нет предложений – соответственно, нет и работы. Кто-то воспринимает это время как передышку от концертной деятельности, но для кого-то это период настоящей борьбы за выживание.
Д: Какие сейчас виды фриланса доступны для музыкантов?

К. Е.: Частные уроки, онлайн-занятий по Skype. Музыкальные школы, училища, консерватории также пытаются настроить дистант-обучение, но говорить о каких-либо прорывах в этой сфере затруднительно. С одной стороны, прекрасно, что в нашем веке есть возможность не останавливать процесс творческого обучения, с другой – это не равноценная замена. Наша профессия заключается в передаче знаний из уст в уста, из рук в руки. Какие-то лекционные и теоретические занятия можно перевести на удаленный формат с помощью Zoom или Microsoft Teams, но индивидуальные уроки все же требуют непосредственного контакта. У нас не общегуманитарная профессия, а практическая. Как у врачей.
«Вытеснение классического подхода в творческом образовании пока не видится возможным и вряд ли станет таковым»
Д: Вы затронули тему дистанционного творческого образования. Каким видится его будущее, насколько оно изменит облик музыкальной индустрии?

К. Е.: Какая-то часть дистанционного образования в нашей области, конечно же, уже существовала, практика удаленных уроков давно налажена среди европейских преподавателей. Для музыкантов из Вены и Берлина такой формат в порядке вещей. Но тут мы говорим о единичных уроках музыки «для себя», а не о профессиональном обучении. Вытеснение классического подхода в творческом образовании пока не видится возможным и вряд ли станет таковым. Репетировать по Skype ансамблевые виды исполнительства, как камерная музыка или квартеты, невозможно. Техника, какой бы хорошей она ни была, не передает всех звуковых и метроритмических тонкостей, нет живого чувства ансамбля. Есть вещи, которые онлайн просто не в состоянии донести.

Плюс у нас достаточно консервативное академическое сообщество, и отчасти это правильно – в нашей профессии слишком много вещей, которым нельзя обучить по одной лишь видеосвязи. Мы же не сравниваем удовольствие от прослушивания живого концерта в зале, его энергетики, с записью этого же концерта на YouTube, верно? Это несравнимые вещи. Так же и в самом музыкальном образовании – какие-то вещи просто не улавливаются через экран монитора. Поэтому, когда все это закончится, ученики, конечно же, сами ринутся на занятия с педагогами и онлайн-практика пойдет на спад.
«У Татьяны Черниговской есть хорошая цитата: "Если тебе скучно жить - ты совсем дурак". И сейчас мы, наконец-то, выяснили, кто есть кто»
Д: Какие плюсы извлекли из режима самоизоляции лично вы? Какие возможности открылись?

К. Е.: В следующем сезоне у меня планируется много программ, которые я буду исполнять впервые – как сольно, так и с оркестром. Поэтому немало времени трачу сейчас на подготовку к ним. Также раньше у меня не было возможности уделять должного внимания чтению книг – получалось лишь урывками между гастролями, в самолете, перед сном, когда тебя уже вырубает. Теперь такой проблемы нет. Наконец-то дошли руки до «Доктора Фаустуса» – книги, которая как раз и требует спокойного, вдумчивого погружения в сюжет. На очереди – несколько романов Жозе Сарамаго, которого я нежно люблю. Думаю, что сейчас не время для легкого чтива, для беллетристики. Что касается фильмов, то я прохожусь по классике: Бертолуччи, Годар, Ханеке.

Может быть, дойдут руки и до изучения нового языка, если карантин продлят надолго. Какая прекрасная возможность выучить итальянский! Меня многое связывает с этой страной, первые серьезные успехи на конкурсах были именно в Италии, немало моих друзей и знакомых проживают там. Всегда радуюсь, когда приезжаю туда, по менталитету люди близки мне и сама страна чувствуется уже родной. Интересный опыт получается: закрытые границы сделали ее еще ближе, подарив возможность изучать язык.

У Татьяны Черниговской есть хорошая цитата: "Если тебе скучно жить - ты совсем дурак". И сейчас мы, наконец-то, выяснили, кто есть кто. Если ты творческий человек, то всегда сможешь найти, чем занять себя. Заниматься профессиональным развитием, расширить свой репертуар. Без спешки и паники отточить свое мастерство и открыть новые музыкальные горизонты, взглянуть по-другому в первую очередь на самих себя.
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
Made on
Tilda