ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Теория и история музыки, композиция: специфика направления
и методическая поддержка
Татьяна Богданова
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению «Теория и история музыки, композиция» рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов, карьерных траекториях по направлению и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Центр профессионального мастерства по направлению «Теория и история музыки, композиция» включает в себя следующие основные дисциплины: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, ритмика, композиция, теория музыки. В средне-специальных и высших учебных заведениях диапазон предметов музыкально-теоретического направления расширяется, поэтому к указанному перечню прибавляются гармония, анализ музыкальных произведений, оркестровка, полифония и другие.
Среди основных векторов работы:
оказание методической помощи педагогическим работникам направления
рецензирование учебных и учебно-методических пособий и рабочих программ, экспертиза учебно-методической деятельности
разработка учебных программ, методических пособий и методических рекомендаций по вопросам обучения
организация и проведение конкурсов, олимпиад, концертов, конференций, мастер-классов и других видов мероприятий
проведение смотров педагогической работы с последующим анализом
экспертная работа в рамках аттестации
Об особенностях работы

Каждая дисциплина имеет свою сложившуюся историю преподавания и играет важную роль в общем образовательном комплексе. В связи с этим специфической задачей нашего Центра становится необходимость существовать неотделимо от музыкального, хореографического, театрального направлений. И это порождает одну из основных особенностей: охват учащихся по теоретическим дисциплинам является самым широким.

Основная часть наших занятий проходит в групповой форме. С одной стороны, это помогает учащимся лучше «раскрыться» через сотворчество и взаимодействие друг с другом. С другой стороны, это требует от преподавателя особого умения выявить творческий потенциал каждого, отыскать его индивидуальность. В этом есть одновременно и сложность, и преимущество нашей работы.

Следующая специфическая особенность в обучении музыкально-теоретическим предметам заключается в многогранности творческого развития учащихся. Существует большое количество форм работы, которые нацелены на разностороннее развитие детей, например, чтение с листа, ансамблевое музицирование, импровизация, подбор аккомпанемента, анализ музыкального текста и многие другие.


Об оказываемой поддержке педагогам

В Центре профессионального мастерства предусмотрена система кураторства по округам. Это экспертная группа, состоящая из ведущих преподавателей Москвы, которые осуществляют методическую поддержку преподавателей, оперативно информируют о важных новостях и предстоящих событиях. Экспертная группа также участвует в различных отборах учащихся на городские концерты и конкурсы.

Кроме того, в Центре есть рабочая группа, которая отвечает за организацию новых форм мероприятий. В частности, в августе 2019 года прошел конкурс на лучший сценарий квеста «А.С.Пушкин: поэзия... музыка». Этот конкурс стал для нас большим событием, поскольку его участниками были преподаватели, которые попробовали себя в роли сценаристов и разработали уникальные проекты.

Еще одно знаковое мероприятие - это «Творческая мастерская педагога-композитора», в программу которого включены мастер-классы, доклады и творческие встречи с ведущими преподавателями по композиции.

Есть и традиционные ежегодные события: «Конкурс по чтению с листа»; «Концерт юных композиторов - учащихся ДМШ и ДШИ города Москвы»; «Концерт учащихся классов ритмики»; «Концерт камерного вокального ансамблевого музицирования на уроках сольфеджио».


О традициях и новаторстве

Традиции детского образования по музыкально-теоретическим дисциплинам имеют далекие истоки. Конечно, с течением времени, формы работы с учениками постепенно трансформируются. Но наша задача продолжать нести особый «свет знаний». И не важно, будет ли он исходить от «факела», «свечи» или от иных типов освещения. Во всем есть то лучшее, что необходимо сохранять и передавать новым поколениям. «Новое и вечное» - это, на мой взгляд, лучший баланс в образовании.


О взаимодействии с ссузами и вузами

В рамках уникальной системы трехступенчатого музыкального образования, одной из важных задач Центра является установление творческих контактов и укрепление связей со средне-профессиональными и высшими учебными заведениями. Для этого мы совместно проводим открытые пробные вступительные испытания, олимпиады, научно-практические конференции, на которых обсуждаем общие вопросы в преподавании музыкально-теоретических предметов; приглашаем к участию на курсах повышения квалификации ведущих преподавателей ссузов и вузов.

В 2019 году Центром была организована научно-практическая конференция, которая положила начало появлению такого формата как «открытые вступительные испытания»: педагоги колледжей и вузов публично принимают пробный экзамен у будущих выпускников и рассказывают об особенностях поступления именно в их учебное заведение.


О карьерных перспективах

В настоящее время, особенно вне центральных регионов страны, существует проблема с недобором абитуриентов на теоретическое направление. В частности, эта ситуация вызвана распространенным мнением, что обучаясь по данному направлению учащиеся будут испытывать возможные проблемы с последующим трудоустройством.

Однако это является заблуждением, поскольку приобретение большого количества навыков и умений в процессе обучения дает широкую возможность выбора совершенно разных профессий, в том числе и в смежных сферах. Это могут быть педагогическая, исследовательская, звукорежиссёрская, журналистская, редакторская деятельности. Также смежные направления: специалисты по музыкальной терапии, саунд-дизайну, организаторы event-мероприятий, музыкальные продюсеры и многое другое.

Палитра профессий многообразна и учащемуся нужно лишь сфокусироваться на понимании, в каком именно направлении он хочет видеть свой дальнейший творческий путь.
Часто задаваемые вопросы
Как привить интерес учащихся к предмету сольфеджио?
Интерес учащихся к тому или иному предмету напрямую зависит от личности преподавателя, от типа взаимодействия. Также немаловажную роль играют формы проявления знаний, которые реализуются в том числе через разного рода школьные, окружные и городские мероприятия.

Важным аспектом является также понимание возможности успешной профессиональной реализации. Для этого мы устраиваем мастер-классы с ведущими преподавателями средне-специальных и высших учебных заведений, которые дают ценные советы по поводу дальнейшего развития учащихся.
Об итоговом экзамене по сольфеджио. Должен ли он обязательно проходить по билетам?
На мой взгляд, итоговый экзамен должен быть, прежде всего, музыкально-практическим. То есть теоретические знания должны помогать решать практические проблемы. Поэтому, билетная форма проведения экзамена часто провоцирует учащихся на предварительную «заученность» тех или иных тем, которые не всегда впоследствии можно применить на практике. И наиболее предпочтительной формой проведения экзамена можно было бы назвать именно форму опроса, через которую преподаватель может раскрыть всю палитру знаний ученика.
Как установить межпредметные связи, которые могут лечь в основу формирования практических навыков?
Это, безусловно, непростой вопрос, ответ на который напрямую зависит от основной «специальности» ученика. На мой взгляд, необходимо использовать на музыкально-теоретических уроках те формы работы, которые сблизят теорию с практикой. При этом крайне важно, чтобы практика хотя бы на шаг опережала теорию, чтобы к каждому новому теоретическому понятию слух учащегося был по возможности максимально подготовлен.

На данный момент попытка установления межпредметных связей существует в рамках цикла теоретических дисциплин. В частности, предмет «Основы музыкальной грамотности» является комплексным и единовременно включает в себя слушание музыки, сольфеджио, музыкальную литературу и элементарное музицирование.
Обязательно ли проходить аттестацию и как лучше к ней подготовиться?
Аттестация на первую (высшую) квалификационную категорию проводится по желанию педагогических работников. Полная информация о регламенте и перечне необходимых документов для прохождения аттестации приведена на сайте Дирекции образовательных программ.
Полезные ресурсы по направлению
«Теория и история музыки, композиция»
Литература
Существует большое количество методических пособий и, как правило, каждый преподаватель выбирает для себя наиболее подходящее, компилирует несколько, либо создает свою собственную рабочую программу. Поэтому хотелось бы отметить ряд книг, которые в какой-то степени выходят за круг общеизвестной методической литературы и связаны с психологическими, историческими и другими областями знаний.

•Анфилов, Г.Б. Физика и музыка. – М.: Детская литература, 1964. – 192 с.
•Гиппенрайтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2016. – 304 с.
•Гиппенрайтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель, 2016. – 304 с.
•Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. – М.: Генезис, 2018. – 184 с.
•Исторический атлас средневековой музыки. – М.: Арт-Волхонка, 2016. – 288 с.
•Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2004. – 496 с.
•Кон А. Наказание наградой. – М.: МИФ, 2017. – 560 с.
•Манулкина О.Б. От Айвза до Адамса: Американская музыка XX века. – Спб.: Иван Линбах, 2010. – 784 с.
•Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
• Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка. – М.: АСТ, 2015. – 288 с.
•Росс А. Дальше - шум. Слушая XX век; пер. М. Калужского, А. Гиндиной. – М.: Corpus, 2012. – 560 с.
•Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – Спб.: Планета музыки, 2020. – 408 с.
Интернет-ресурсы
  • сайт И.А. Русяевой, в котором содержатся аудиоприложения по сольфеджио. Также есть следующие разделы: «Элементарная теория музыки», «Гармония» и «Домашний репетитор»
  • электронный образовательный ресурс, в котором разработана система дистанционного обучения по музыкально-теоретическим дисциплинам
  • Miro – виртуальная доска для дистанционной командной работы
  • многофункциональный сервис для создания и проведения тестирования
  • liveworksheets подходит для создания рабочих листов с интерактивными заданиями
  • learningapps ориентировано на создание мультимедийных и интерактивных упражнений
  • сайт, где сосредоточено большое количество различных тренажеров, направленных на развитие слуха
  • solfa- музыкальные диктанты
  • musteach - тренировка музыкального слуха
  • music-theory - теория музыки
  • classicaltest - музыкальные викторины
  • OBS Studio – программа для записи видеофайлов
  • MagicScoreMaestro – подходит для создания аранжировок для домашнего сольфеджирования
Среди родителей и учащихся бытует суждение о том, что в рамках обучения в музыкальной школе теоретические предметы являются едва ли не самыми сложными, что приобретенные навыки на занятиях не всегда могут пригодиться в жизни, да и зачем уделять предмету сольфеджио должное количество времени?

Процесс обучения в музыкальной школе является многогранным. На занятиях вырабатываются и оттачиваются различные навыки, которые в конечном итоге способствуют комплексному развитию творческих способностей ребёнка. Цикл музыкально-теоретических предметов направлен на формирование важнейшего, фундаментального навыка — навыка мышления. И в дальнейшем это безусловно поможет становлению самостоятельной, гармонично развитой личности.
Татьяна Богданова
Made on
Tilda