ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Теория и история музыки, композиция: специфика направления
и методическая поддержка
Татьяна Александровна
Богданова
почетный работник культуры города Москвы, руководитель Центра профессионального мастерства по направлению «Теория и история музыки, композиция» рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов, карьерных траекториях по направлению и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Центр профессионального мастерства по направлению «Теория и история музыки, композиция» включает в себя следующие основные дисциплины: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, ритмика, композиция, теория музыки. В средне-специальных и высших учебных заведениях диапазон предметов музыкально-теоретического направления расширяется, поэтому к указанному перечню прибавляются гармония, анализ музыкальных произведений, оркестровка, полифония и другие.
Среди основных векторов работы:
  • оказание методической помощи педагогическим работникам направления
  • рецензирование учебных и учебно-методических пособий и рабочих программ, экспертиза учебно-методической деятельности
  • разработка учебных программ, методических пособий и методических рекомендаций по вопросам обучения
  • организация и проведение конкурсов, олимпиад, концертов, конференций, мастер-классов и других видов мероприятий
  • проведение смотров педагогической работы с последующим анализом
  • экспертная работа в рамках аттестации
Об особенностях работы

Каждая дисциплина имеет свою сложившуюся историю преподавания и играет важную роль в общем образовательном комплексе. В связи с этим специфической задачей Центра становится необходимость существовать неотделимо от музыкального, хореографического, театрального направлений. И это порождает одну из основных особенностей: охват учащихся по теоретическим дисциплинам является самым широким.

Основная часть наших занятий проходит в групповой форме. С одной стороны, это помогает учащимся лучше «раскрыться» через сотворчество и взаимодействие друг с другом. С другой стороны, это требует от преподавателя особого умения выявить творческий потенциал каждого, отыскать его индивидуальность. В этом есть одновременно и сложность, и преимущество нашей работы.

Следующая специфическая особенность в обучении музыкально-теоретическим предметам заключается в многогранности творческого развития учащихся. Существует большое количество форм работы, которые нацелены на разностороннее развитие детей, например, чтение с листа, ансамблевое музицирование, импровизация, подбор аккомпанемента, анализ музыкального текста и многие другие.


Об оказываемой поддержке педагогам

В Центре профессионального мастерства предусмотрена система кураторства по округам. Это экспертная группа, состоящая из ведущих преподавателей Москвы, которые осуществляют методическую поддержку преподавателей, оперативно информируют о важных новостях и предстоящих событиях. Экспертная группа также участвует в различных отборах учащихся на городские концерты и конкурсы.

Кроме того, в Центре есть рабочая группа, которая отвечает за организацию новых форм мероприятий. В частности, в августе 2019 года прошел конкурс на лучший сценарий квеста «А.С.Пушкин: поэзия... музыка». Этот конкурс стал для нас большим событием, поскольку его участниками были преподаватели, которые попробовали себя в роли сценаристов и разработали уникальные проекты.

Еще одно знаковое мероприятие - это «Творческая мастерская педагога-композитора», в программу которого включены мастер-классы, доклады и творческие встречи с ведущими преподавателями по композиции.

Есть и традиционные ежегодные события: «Конкурс по чтению с листа»; «Концерт юных композиторов - учащихся ДМШ и ДШИ города Москвы»; «Концерт учащихся классов ритмики»; «Концерт камерного вокального ансамблевого музицирования на уроках сольфеджио».


О традициях и новаторстве

Традиции детского образования по музыкально-теоретическим дисциплинам имеют далекие истоки. Конечно, с течением времени, формы работы с учениками постепенно трансформируются. Но наша задача продолжать нести особый «свет знаний». И не важно, будет ли он исходить от «факела», «свечи» или от иных типов освещения. Во всем есть то лучшее, что необходимо сохранять и передавать новым поколениям. «Новое и вечное» - это, на мой взгляд, лучший баланс в образовании.


О взаимодействии с ссузами и вузами

В рамках уникальной системы трехступенчатого музыкального образования, одной из важных задач Центра является установление творческих контактов и укрепление связей со средне-профессиональными и высшими учебными заведениями. Для этого мы совместно проводим открытые пробные вступительные испытания, олимпиады, научно-практические конференции, на которых обсуждаем общие вопросы в преподавании музыкально-теоретических предметов; приглашаем к участию на курсах повышения квалификации ведущих преподавателей ссузов и вузов.

В 2019 году Центром была организована научно-практическая конференция, которая положила начало появлению такого формата как «открытые вступительные испытания»: педагоги колледжей и вузов публично принимают пробный экзамен у будущих выпускников и рассказывают об особенностях поступления именно в их учебное заведение.


О карьерных перспективах

В настоящее время, особенно вне центральных регионов страны, существует проблема с недобором абитуриентов на теоретическое направление. В частности, эта ситуация вызвана распространенным мнением, что обучаясь по данному направлению учащиеся будут испытывать возможные проблемы с последующим трудоустройством.

Однако это является заблуждением, поскольку приобретение большого количества навыков и умений в процессе обучения дает широкую возможность выбора совершенно разных профессий, в том числе и в смежных сферах. Это могут быть педагогическая, исследовательская, звукорежиссёрская, журналистская, редакторская деятельности. Также смежные направления: специалисты по музыкальной терапии, саунд-дизайну, организаторы event-мероприятий, музыкальные продюсеры и многое другое.

Палитра профессий многообразна и учащемуся нужно лишь сфокусироваться на понимании, в каком именно направлении он хочет видеть свой дальнейший творческий путь.
Часто задаваемые вопросы
Полезные ресурсы по направлению
«Теория и история музыки, композиция»
Среди родителей и учащихся бытует суждение о том, что в рамках обучения в музыкальной школе теоретические предметы являются едва ли не самыми сложными, что приобретенные навыки на занятиях не всегда могут пригодиться в жизни, да и зачем уделять предмету сольфеджио должное количество времени?

Процесс обучения в музыкальной школе является многогранным. На занятиях вырабатываются и оттачиваются различные навыки, которые в конечном итоге способствуют комплексному развитию творческих способностей ребёнка. Цикл музыкально-теоретических предметов направлен на формирование важнейшего, фундаментального навыка — навыка мышления. И в дальнейшем это, безусловно, поможет становлению самостоятельной, гармонично развитой личности.
Татьяна Богданова
Made on
Tilda