О специфике направления
"Композиция" — новое направление среди Центров профессионального мастерства. Его специфика произрастает из самой природы данного предмета. Предмет занимает достойное место в ряду основополагающих дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств, наряду со специальностью и теоретическими дисциплинами.
Сочинение музыки — высший тип музицирования. Предмет опирается на приобретённые навыки исполнительского мастерства и теоретические знания. Он способствует становлению личности учащегося, помогает ребёнку почувствовать себя творцом, создателем музыкального произведения, развивает активное творческое отношение к жизни. Учитывая специфику направления, Центр профессионального мастерства призван помочь педагогам в преподавании предмета, принимая во внимание современные требования.
О методиках
В основе первоначально сложившейся системы композиторского образования в России существовало чёткое разделение предметов музыкально-теоретического цикла как основы композиторской техники и основного курса практического сочинения.
Центр создан для оказания методической помощи преподавателям. Можно полностью согласиться с мнением кандидата педагогических наук, композитора О.О. Гладышевой, которая считает, что "методику преподавания композиции составляет система методов, среди которых основополагающим является комплексный метод, направленный на построение эффективного взаимодействия изучения музыкальной теории и творческой практики учащихся. При изучении теоретического материала необходимо опираться на общедидактические принципы поэтапности, системности и систематичности в обучении, а также последовательности, доступности изложения материала, прочности его освоения; движение от простого к сложному в процессе обучения композиции реализуется в постепенном переходе от тонального к атональному, от гомофонии к полифонии, от простых форм к сложным и т.д.; метод сравнения в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом направлен на активизацию творческого воображения, развития художественно вкуса и расширения кругозора; метод аналитической реконструкции музыкального произведения направлен на постижение логики музыкальной композиции, он реализуется в процессе анализа приемов мелодического построения в его ладовом и ритмическом, фактурном, тембровом своеобразии, сравнения различных вариантов построения композиционных форм в творчестве различных композиторов".
Урок композиции имеет свою особую специфику и в его основе по-прежнему должны лежать три вида деятельности:
- анализ музыкальных произведений разных стилей
- сочинение
- импровизация