ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Композиция: специфика направления и методическая поддержка
Наталья Викторовна
Антоненко
почетный работник культуры города Москвы, руководитель Центра профессионального мастерства по направлению
"Композиция" рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
Налаживание контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества с целью обмена опытом и оказания помощи молодым специалистам
Проведение концертов юных композиторов и других творческих мероприятий для учащихся и преподавателей
Соединение классических традиций и поиски новых современных форм и методов преподавания предмета "Композиция"
О специфике направления

"Композиция" — новое направление среди Центров профессионального мастерства. Его специфика произрастает из самой природы данного предмета. Предмет занимает достойное место в ряду основополагающих дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств, наряду со специальностью и теоретическими дисциплинами.

Сочинение музыки — высший тип музицирования. Предмет опирается на приобретённые навыки исполнительского мастерства и теоретические знания. Он способствует становлению личности учащегося, помогает ребёнку почувствовать себя творцом, создателем музыкального произведения, развивает активное творческое отношение к жизни. Учитывая специфику направления, Центр профессионального мастерства призван помочь педагогам в преподавании предмета, принимая во внимание современные требования.


О методиках

В основе первоначально сложившейся системы композиторского образования в России существовало чёткое разделение предметов музыкально-теоретического цикла как основы композиторской техники и основного курса практического сочинения.

Центр создан для оказания методической помощи преподавателям. Можно полностью согласиться с мнением кандидата педагогических наук, композитора О.О. Гладышевой, которая считает, что "методику преподавания композиции составляет система методов, среди которых основополагающим является комплексный метод, направленный на построение эффективного взаимодействия изучения музыкальной теории и творческой практики учащихся. При изучении теоретического материала необходимо опираться на общедидактические принципы поэтапности, системности и систематичности в обучении, а также последовательности, доступности изложения материала, прочности его освоения; движение от простого к сложному в процессе обучения композиции реализуется в постепенном переходе от тонального к атональному, от гомофонии к полифонии, от простых форм к сложным и т.д.; метод сравнения в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом направлен на активизацию творческого воображения, развития художественно вкуса и расширения кругозора; метод аналитической реконструкции музыкального произведения направлен на постижение логики музыкальной композиции, он реализуется в процессе анализа приемов мелодического построения в его ладовом и ритмическом, фактурном, тембровом своеобразии, сравнения различных вариантов построения композиционных форм в творчестве различных композиторов".

Урок композиции имеет свою особую специфику и в его основе по-прежнему должны лежать три вида деятельности:
  • анализ музыкальных произведений разных стилей
  • сочинение
  • импровизация
Часто задаваемые вопросы
Полезные ресурсы по направлению
"Композиция"

Каждый серьёзный педагог, обладающий большим музыкальным опытом, является "проводником лучших традиций от прошлого к будущему". Поэтому нам необходимо сохранить, продолжить и приумножить традиции русской композиторской школы.
Наталья Антоненко
Made on
Tilda