ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Композиция: специфика направления и методическая поддержка
Наталья Антоненко
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению
"Композиция" рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
Налаживание контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества с целью обмена опытом и оказания помощи молодым специалистам
Проведение концертов юных композиторов и других творческих мероприятий для учащихся и преподавателей
Соединение классических традиций и поиски новых современных форм и методов преподавания предмета "Композиция"
О специфике направления

"Композиция" — новое направление среди Центров профессионального мастерства. Его специфика произрастает из самой природы данного предмета. Предмет занимает достойное место в ряду основополагающих дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств, наряду со специальностью и теоретическими дисциплинами.

Сочинение музыки — высший тип музицирования. Предмет опирается на приобретённые навыки исполнительского мастерства и теоретические знания. Он способствует становлению личности учащегося, помогает ребёнку почувствовать себя творцом, создателем музыкального произведения, развивает активное творческое отношение к жизни. Учитывая специфику направления, Центр профессионального мастерства призван помочь педагогам в преподавании предмета, принимая во внимание современные требования.


О методиках

В основе первоначально сложившейся системы композиторского образования в России существовало чёткое разделение предметов музыкально-теоретического цикла как основы композиторской техники и основного курса практического сочинения.

Центр создан для оказания методической помощи преподавателям. Можно полностью согласиться с мнением кандидата педагогических наук, композитора О.О. Гладышевой, которая считает, что "методику преподавания композиции составляет система методов, среди которых основополагающим является комплексный метод, направленный на построение эффективного взаимодействия изучения музыкальной теории и творческой практики учащихся. При изучении теоретического материала необходимо опираться на общедидактические принципы поэтапности, системности и систематичности в обучении, а также последовательности, доступности изложения материала, прочности его освоения; движение от простого к сложному в процессе обучения композиции реализуется в постепенном переходе от тонального к атональному, от гомофонии к полифонии, от простых форм к сложным и т.д.; метод сравнения в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом направлен на активизацию творческого воображения, развития художественно вкуса и расширения кругозора; метод аналитической реконструкции музыкального произведения направлен на постижение логики музыкальной композиции, он реализуется в процессе анализа приемов мелодического построения в его ладовом и ритмическом, фактурном, тембровом своеобразии, сравнения различных вариантов построения композиционных форм в творчестве различных композиторов".

Урок композиции имеет свою особую специфику и в его основе по-прежнему должны лежать три вида деятельности:
  • анализ музыкальных произведений разных стилей
  • сочинение
  • импровизация
Часто задаваемые вопросы
Какую поддержку Центр оказывает педагогам?
Центр профессионального мастерства по направлению "Композиция" информирует преподавателей о предстоящих городских мероприятиях и событиях, о проведении окружных концертов юных композиторов, педагогических семинаров, смотров профессиональных работ. Кроме того, Центр помогает в налаживании контактов и взаимодействии внутри профессионального сообщества с целью обмена опытом.
Какие мероприятия проводит Центр?
Два раза в год Центр организует и проводит традиционные городские концерты юных композиторов, где в исполнении авторов звучат новые инструментальные и вокальные сочинения. В прошедшем учебном году концерты состоялись в onlinе-формате.
Полезные ресурсы по направлению
"Композиция"
Литература
Гладышева О.О. Композиция как средство музыкально-творческого развития ("Статья об особенностях композиторского образования в России в историческом аспекте с целью выявления музыкально-педагогических принципов и методов") 2011 г.

Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники 1986 г.

Соколов А.С. Музыкальная композиция ХХ века 1992 г.

Манукян И.Э. Экспериментальная программа по композиции для учащихся ДМШ 1998 г.

Родионова Т.Н. Учитесь импровизировать! 1999 г.;

Учебное пособие "Теория современной композиции" (коллективный труд, созданный на кафедре теории музыки Московской консерватории, посвящённый острейшим проблемам музыкального искусства 2-й половины ХХ века) 2007 г.

Гладышева О.О. Теория и методика обучения композиции и импровизации 2010 г.




Каждый серьёзный педагог, обладающий большим музыкальным опытом, является "проводником лучших традиций от прошлого к будущему". Поэтому нам необходимо сохранить, продолжить и приумножить традиции русской композиторской школы.
Наталья Антоненко
Made on
Tilda