2 ноября - 27 ноября 2020
Современная музыка:
направления, стили, техники
Показать преемственность эпох, проследить «антропологию» новаторства и «следы» традиции – важнейшая образовательная задача.
Академическая музыка последнего столетия, как правило, остаётся terra incognita – и не только для учащихся, но и для многих педагогов музыкальных и, тем более, общеобразовательных школ и школ искусств.
В результате вся классика в восприятии школьников оказывается «глубоко в прошлом». Например, в большинстве учебных программ по зарубежной музыке нить истории прерывается в лучшем случае на рубеже – начале ХХ века (Дебюсси), а под современной музыкой многие школьники и педагоги понимают исключительно жанры массовой популярной музыки. Между тем в музыке последнего столетия происходили изменения не менее революционные, чем в современных изобразительных искусствах или театре, а Шёнберг, Булез, Мессиан и Кейдж стали такими же классиками ХХ века, как Брехт, Мейерхольд, Кандинский или Уорхолл.

Нашли в ней своеобразное преломление и некоторые концепции фундаментальной науки ХХ века. Практика показывает, что необычность звучания и интеллектуальная сложность языка новейшей музыкальной композиции вызывают у многих школьников как минимум живое любопытство, а как максимум – более углубленный интерес (особенно при грамотном комментарии со стороны педагога). Новая музыка может послужить для них важным «мостом», соединяющим классику и современность.

Показать преемственность эпох, проследить «антропологию» новаторства и «следы» традиции – важнейшая образовательная задача. И если к 14-16 годам школьники не получат достаточно яркого и внятного представления о звуковом мире современного музыкального искусства, этот мир может остаться для них надолго недоступным или вовсе закрытым. Поэтому столь важно профессионально и вовремя вводить в школьный обиход «новую», а на самом деле уже успевшую стать вполне традиционной, музыку ХХ века.
Когда?
2 ноября - 27 ноября 2020

Продолжительность —
72 академических часа.
Где?
Курс пройдет в онлайн-формате
Стоимость
12 000 рублей
Курс, разработанный Центром современной музыки Московской консерватории, рассчитан на педагогов ДМШ и ДШИ, также он будет интересен преподавателям музыки в общеобразовательных школах и художественных колледжах. Курс в равной степени обращен к преподавателям музыкальной литературы и музыкально-теоретических дисциплин.
Формат занятий
Основной формат занятий – лекции, которые будут читать ведущие российские специалисты в этой сфере – профессора, доценты и преподаватели Московской консерватории. Предполагается также несколько мастерклассов и творческих встреч с композиторами и исполнителями современной музыки.
Задача курса
Задача курса, в первую очередь, – познакомить педагогов с музыкой ХХ-ХХI веков, предложив «ключи» к восприятию ее разных стилей и расставив своего рода «маячки», которые позволят в ней ориентироваться, не будучи узким специалистом. В ходе курса будут даны некоторые методические рекомендации как формально-структурного плана (как и в какие разделы учебных программ можно включить музыку ХХ века), так и содержательно-практического (как лучше говорить о новой музыке со школьниками).
Спикеры
  • Владислав Тарнопольский
    Преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории и факультета современного искусства НИУ ВШЭ
  • Светлана Савенко
    Доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской консерватории
  • Анна Иглицкая
    Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории
  • Евгения Изотова
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
  • Ольга Бочихина
    Композитор, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
  • Ольга Лосева
    Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
  • Роман Насонов
    Кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежной музыки Московской консерватории
  • Марианна Высоцкая
    Доктор искусствоведения, профессор, и.о. зав.кафедрой современной музыки Московской консерватории
  • Ольга Арделяну
    Кандидат искусствоведения, заведующая Научно-творческим центром современной музыки Московской консерватории
Программа и расписание
2 ноября,
понедельник
9:00 – 11:00
Вступительная лекция

С чего началась современная музыка? Это новый вид искусства или продолжение классических традиций? Почему из музыки в ХХ веке исчезли мелодия и тональность? Как изменилась система жанров? Где можно услышать музыку сегодняшнего дня, что требуется от её исполнителей и должен ли слушатель прилагать усилия, чтобы её адекватно воспринять? И вообще, как спрашивал выдающийся немецкий музыковед Карл Дальхаус, – "Почему так трудно понимать Новую музыку?". Вводная встреча в рамках курса предполагает общий разговор и попытку выработать совместные ответы на эти вопросы.

Лектор: Владислав Тарнопольский

11:00 – 13:45
Рождение музыкального авангарда в России 1910-20-х годов

Ранний русский музыкальный авангард — художественное направление, развивавшееся в первые десятилетия XX века и после этого долгое время находившееся в забвении. Интерес к нему возродился только в конце 1980-х-1990-е годы, и даже сейчас в его истории есть отдельные "белые пятна". Многие сочинения уже в XXI веке исполняются впервые. В лекции будут рассмотрены главные представители раннего русского музыкального авангарда — Николай Рославец, Артур Лурье, Александр Мосолов и другие.

Лектор: Светлана Савенко
6 ноября, пятница
9:00 – 13:45
Что произошло с тональностью и мелодией?
Нововенская школа и её влияние на музыку ХХ века

На рубеже 19-20 веков, преимущественно в Германии и Австрии возникает новое художественное течение — экспрессионизм, так или иначе проявляющееся почти во всех видах искусства: в литературе, живописи, театре, кино, музыке и даже архитектуре. Музыкальный экспрессионизм ассоциируется в первую очередь с Арнольдом Шёнбергом и его учениками: Альбаном Бергом и Антоном Веберном. Их художественные поиски оказали влияние на всю последующую музыку, и одним из самых значительных открытий нововенской школы стало изобретение додекафонной техники композиции. Додекафония в данной теме будет рассмотрена в рамках контекста, в котором она возникла и который включает большое разнообразие художественных явлений.

Лекторы: Анна Иглицкая и Евгения Изотова
9 ноября, понедельник
9:00 – 13:45
Ритмы и спектры французской музыки:
от Оливье Мессиана до Жерара Гризе

Блок "Ритмы и спектры французской музыки: от Оливье Мессиана до Жерара Гризе" сориентирован на новое восприятие: как мы слушаем и переживаем окружающий мир (от птичьего языка Мессиана до природных феноменов Ксенакиса), как мы соотносим новые технологии со звуковым миром (что такое "звуковой интерьер", фракталы), как осуществляется связь между органами восприятия (поверхности/ звук/ свет/ цвет), как меняется наше переживание звука (звук-явление, звук-событие, звук-колебание), как меняется наше переживание времени.

Лектор: Ольга Бочихина
11 ноября, среда
9:00 – 13:45
Звуковые поля, сонористика, алеаторика, графические партитуры в послевоенной музыке Австрии

Два направления и две композиционные техники доминировали в течение по меньшей мере двух десятилетий в послевоенной музыке Австрии. Это сонористика (или техника звуковых полей), представленная сочинениями Дьердя Лигети и Фридриха Церхи. И это алеаторика во всех трех ее вариантах, которые сформулированы Э.В.Денисовым так: "материал мобилен – форма стабильна", "материал стабилен – форма мобильна" и "материал мобилен – форма мобильна". Большой вклад в развитие этой техники внес Роман Хаубеншток-Рамати. В лекциях после исторического экскурса и краткого описания этих композиционных техник предполагается анализ сочинений перечисленных композиторов.

Лектор: Ольга Лосева
13 ноября, пятница
9:00 – 13:45
Пространство и свет в итальянской музыке:
от Луиджи Даллапикколы до Сальваторе Шаррино

В лекции будут раскрыты основные особенности музыкального авангарда в Италии.

Лектор: Роман Насонов
16 ноября, понедельник
10:00 – 14:45
Музыка Восточной Европы и постсоветского пространства

В первые десятилетия после окончания Второй мировой войны на позиции лидера в области академического авангарда начинают претендовать страны восточной Европы. Оригинальные разработки в области темброфактуры, организации формы и пространства музыкальной композиции предложили представители "новой польской школы" Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский, в русле поисков новой временнóй процессуальности, нетрадиционных приёмов звукоизвлечения и экспериментов с фонетикой лежит деятельность венгров Дьёрдя Лигети и Дьёрдя Куртага. Насколько актуальны идеи европейского авангарда сегодня? Правомерна ли постановка вопроса о развитии, переосмыслении и/или отрицании ценностных категорий середины ХХ столетия применительно к творчеству ведущих композиторов постсоветского пространства ― Гии Канчели и Родиона Щедрина, Валентина Сильвестрова и Владимира Мартынова, Александра Кнайфеля и Фараджа Караева, Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова?

Лектор: Марианна Высоцкая
18 ноября, среда
9:00 – 13:45
До и после эпохи Fluxus: музыкальный авангард в США

В рамках лекции будут рассмотрены основные направления развития американского музыкального авангарда.

Лектор: Роман Насонов
20 ноября, пятница
10:00 – 14:45
Послевоенная немецкая музыка: от шаровидного времени Бернда Алоиза Циммермана к векторному времени Хельмута Лахенмана

Речь пойдет о музыке второй половины XX века в Западной Германии. Именно этой стране было суждено стать родиной послевоенного музыкального авангарда, стремительно распространившегося в Западной Европе и США. Мы остановимся на институционально новых явлениях (первых фестивалях и обществах современной музыки), возникших в XX столетии в немецкоговорящих странах. На том, что постепенно привело к отмежеванию современной музыки от классического музыкального мейнстрима. Поговорим о возникновении "Дармштадта" – музыкальной столицы первых послевоенных десятилетий и его роли в становлении западноевропейского послевоенного музыкального авангарда: эстетики, главных авангардных техник и новых принципов построения музыкальной композиции, таких как работа композитора со временем и пространством.

Лектор: Ольга Арделяну
23 ноября, понедельник
10:00 – 14:45
От советских нонконформистов до современных российских композиторов

В лекции будут рассмотрены художественные поиски композиторов советского андерграунда — Андрея Волконского, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной и других. Также будет представлена общая панорама российской музыки последних десятилетий.

Лектор: Светлана Савенко
25 ноября, среда
9.00 – 13:45
После оперы? Новые жанры музыкального театра

Новый музыкальный театр – один из наиболее интересных и интенсивно развивающихся современных музыкальных жанров. Он родился в борьбе с "литературной оперой" и перекликается одновременно с тенденциями "постдраматического театра" (термин Х.-Т. Лемана), арт-перформанса и, конечно же, отражает процессы, происходящие в новой музыке. Занятия будут посвящены различным аспектам современного музыкального театра – разработке "переходной" шкалы между речью и пением, человеческим голосом и музыкальным инструментом; специфике составления либретто; особыми пространственно-акустическим композиторским концепциям и др. На лекциях будут рассмотрены наиболее известные музыкальные спектакли выдающихся современных авторов из разных стран (в том числе обладателей "Золотого льва" Венецианской биеннале (Б.Фуррера, Ж.Апергиса, Х.Холлигера и др.).

Лектор: Владислав Тарнопольский
27 ноября, пятница
10:00 – 19:00
Зачет
Регистрация закрыта
Made on
Tilda