ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Специальное фортепиано:
специфика направления
и методическая поддержка
Иветта Юдович
руководитель Центра профессионального мастерства «Специальное фортепиано», Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств", заведующая фортепианным отделом ДМШ имени С.И. Танеева Иветта Юдович рассказывает о специфике направления Центра, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
Методическое и организационное сопровождение городских мероприятий
Повышение профессионального уровня педагогических работников, помощь в раскрытии творческого потенциала молодых специалистов
Налаживание контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества
Развитие фортепианного искусства в детских школах искусств
О системе центра

Центр «Специальное фортепиано» располагается в Детской музыкальной школе имени С.И. Танеева, которая, в свою очередь, находится в родовом доме выдающегося русского композитора, пианиста, педагога, теоретика музыки, музыкально-общественного деятеля С.И. Танеева.

ЦПМ «Специальное фортепиано» курирует фортепианные отделы 128 школ искусств в 15 округах Москвы и Новой Москвы. На фортепианных отделах обучаются более 15500 учащихся, работают 1346 педагогов, из которых молодых (до 35 лет) 127 человек (данные на май 2021).

В состав Центра входят ведущие педагоги-пианисты, а также руководители округов, благодаря которым обеспечивается связь со всеми педагогами города. Структура Центра: Руководитель ЦПМ — Городской экспертный совет — окружные экспертные советы. Благодаря такой структуре информация от Центра педагогам и обратно передается быстро и большáя часть вопросов решается оперативно. Вторая возможность обратной связи – страницы Центра «Специальное фортепиано» в сетях Facebook и Вконтакте, на которых выкладывается вся актуальная информация Центра. Также основная информация доступна на сайте Дирекции образовательных программ.

Центр педагогического мастерства «Специальное фортепиано» — это сообщество высокообразованных педагогов-пианистов города Москвы. Центр функционирует уже несколько лет. Это не только объединение педагогов с целью анонсирования проводимых мероприятий, но в большей степени объединение преподавателей для решения проблемы повышения качества образования наших детей.

Как Центр может повлиять на качество образования? Прежде всего, мы курируем большое количество фестивалей и конкурсов, организованных музыкальными школами города. Организаторы многих конкурсов и фестивалей часто приглашают руководителя Центра в состав жюри. Прослушав большое количество участников и оценив их достоинства и недостатки, есть возможность порекомендовать тематику курсов повышения квалификации, проводимых Дирекцией, которые я считаю наиболее профессионально необходимыми для наших преподавателей.

Например, мы регулярно проводим мастер-классы, посвящённые начальному периоду обучения детей. Это особенно актуально для молодых преподавателей, только закончивших ВУЗы и решивших посвятить себя фортепианной педагогике. Необходимо отметить, что наши мероприятия для педагогов собирают весьма внушительную аудиторию — лекцию композитора, пианиста, музыковеда, преподавателя Московской консерватории И.Г. Соколова о творчестве И.С. Баха, проведенную в онлайн-формате, в декабре 2020 года посетили более 250 преподавателей. Думаю, что востребованность подобных мероприятий — веская причина для их проведения. В частности, весной этого года запланированы публичные лекции в формате видеоконференции Zoom.

Что ещё может сделать Центр для повышения качества образования? Дать возможность педагогам проявить себя и услышать работу своих коллег.



О проводимых мероприятиях

Ежегодно Центр проводит городские отчетные концерты учащихся фортепианных отделов. Этой замечательной традиции уже несколько десятилетий. В концертах принимают участие самые яркие, продвинутые в профессиональном отношении ученики детских школ искусств. Им предшествуют отборочные прослушивания, в составе жюри — лучшие педагоги Москвы. В течение последних лет концерты проходили в прекрасном зале ДМШ им. С.И. Танеева. Пользу этих концертов сложно переоценить: помимо особой атмосферы праздника музыки и радостных эмоций после выступлений у наших юных пианистов, педагоги могут послушать игру учеников своих коллег, расширить знания о педагогическом репертуаре, услышать, к чему стремиться, на что следует обратить больше внимания. Таким образом, эти концерты не только дают возможность педагогам и учащимся показать свою работу, но и способствуют саморазвитию преподавателей, повышению их педагогического мастерства.

В период ограничений в связи с пандемией, мы продолжаем организовывать наши концерты – теперь в онлайн формате. Эти концерты доступны для публики на канале нашего Центра в Youtube — у нас уже более 3 000 просмотров! Кстати, количество желающих принять участие в городских концертах тоже впечатляет: на отбор к городскому рождественскому концерту было подано более ста заявок.

Также Центр активно участвует в организации и проведении прослушивания участников на соискание Гранта Мэра Москвы. Количество участников отборочного тура уже несколько лет увеличивается и превышает 150 человек. Отрадно, что наши дети из системы дополнительного образования г. Москвы по результатам отборов входят в число победителей проекта.

Интерес к городским мероприятиям со стороны педагогов растёт — полагаю, это может служить показателем эффективности работы Центра.



О развитии Центра


Я вижу основной путь развития Центра в расширении его деятельности. Планируется проведение конференций, мастер-классов, конкурсов и фестивалей. Хочется создать проект для выявления и продвижения молодых педагогов — проект, который мог бы помочь им на пути профессионального становления.

В этом году начал осуществляться проект по возрождению Педагогической филармонии — концертно-просветительской организации, в которой педагоги смогут реализоваться как исполнители. Первый концерт прошел с большим успехом 4 декабря 2021 года в концертном зале Мемориального музея имени А.Н. Скрябина.



О роли педагога

Педагог играет серьезную и очень важную роль в процессе освоения учеником пианистических навыков и понимания музыки. Заинтересованность, увлеченность, активность и энергия, умение правильно общаться с ребенком, — это и есть залог успеха ученика в будущем. Кроме того, педагогу необходимо умение общаться с родителями так, чтобы они нас понимали и, главное, помогали нам. Это же их дети!
Часто задаваемые вопросы
Существуют ли городские концерты для учащихся младших классов?
Ежегодно в феврале — марте проводится городской концерт учащихся младших классов «Наши надежды». Это всегда очень интересно, потому что со временем можно увидеть профессиональный рост детей, проследить как «вчерашние» малыши постепенно превращаются в юных артистов, а также порадоваться высоким результатам педагогической работы.
Результаты каких конкурсных мероприятий учитываются при проведении оценки профессиональной деятельности педагога?
В начале учебного года на сайте Дирекции в разделе «Аттестация» появился новый приказ Департамента культуры г. Москвы №721/ОД от 29.09.2021, в Приложении к которому есть перечень мероприятий, учитываемых при прохождении аттестации. Читайте и будьте внимательны!
Какие книги по фортепианной педагогике вы бы рекомендовали для молодых преподавателей?
Эти книги давно всем известны - их «штудируют» в ВУЗах на лекциях, посвящённых пианистам-педагогам. Для меня среди них особняком стоит книга Генриха Нейгауза «Об искусстве фортепьянной игры». Она написана так, что читается легко, отнюдь не как «методическая литература», но, в то же время, содержит в себе богатейшее педагогическое наследие. Ещё, конечно, очень хороша книга профессора Веры Васильевны Горностаевой «Два часа после концерта». Там тоже очень много интересного написано о музыке, о музыкантах, о роли педагога в судьбе ученика.
Полезные ресурсы по направлению
«Специальное фортепиано»
Литература по специальности «Специальное фортепиано»
  • А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
  • Е.М. Тимакин. Воспитание пианиста. Методическое пособие.
  • В.В. Горностаева. Два часа после концерта.
  • И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.
  • Г. Нейгауз. Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога.
Я убеждена, что в классе должна царить особая атмосфера взаимопонимания, желания слушать друг друга. Только таким образом мы сможем вместе пройти этот сложный путь и открыть для ребенка чудесный мир музыки!
Иветта Юдович
Made on
Tilda