ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Эстрадно-джазовое искусство:
специфика направления
и методическая поддержка
Павел Овчинников
композитор, дирижёр, руководитель Методического центра «Эстрадно-джазовое искусство» рассказывает о специфике направления, делится полезными ресурсами
и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Методический центр «Эстрадно-джазовое искусство» является связующим звеном всех музыкальных специальностей/специализаций, объединённых этим музыкальным направлением, и рассредоточенных
по московским музыкальным и школам искусств.

Специфика работы центра не ограничена определённой группой преподавателей-музыкантов и их учащихся, занимающихся обучением на одном инструменте или на родственных, а представляет собой курирование
и поддержку множества разных специальностей, не только инструментальных, но и вокальных,
объединённых одним общим стилем в искусстве – эстрадно-джазовым.
Среди представляемых методическим центром «Эстрадно-джазовое искусство» специальностей:
Джазовое фортепиано
Труба
Гитара (джазовая гитара, электрогитара)
Ударные инструменты
Бас-гитара, контрабас
Эстрадно-джазовый вокал
Саксофон
Дополнительно: курирование эстрадно-джазовых оркестров и ансамблей творческих школ Москвы
Об особенностях и специфике работы центра

Одна из специфических особенностей Методического центра «Эстрадно-джазовое искусство» – относительно небольшое количество музыкальных и школ искусств, в которых реализуются предпрофессиональные программы
по направлению «Инструменты эстрадного оркестра». Нередко в отдельно взятой школе может преподаваться всего одна или две специальности по данному направлению, без выделения их в эстрадно-джазовое отделение школы. Но Методический центр учитывает и курирует всех представителей своего направления.

Другая специфика – вокальные специальности эстрадно-джазового направления. Они представлены в бóльшем количестве школ, но реализуют только общеразвивающие программы, хотя уровень преподавания этой специальности во многих школах достаточно высок, и большое количество выпускников продолжают своё музыкальное образование в ссузах и вузах. Для осуществления методической поддержки данного направления
в Методическом центре создана отдельная экспертная группа.


Об оказываемой поддержке

Методический центр «Эстрадно-джазовое искусство» курирует и всесторонне поддерживает преподавателей своего направления, разделяя и в то же время объединяя инструментальное и вокальное подразделения.
В каждом из них созданы экспертные группы, состоящие из ведущих преподавателей, которые обеспечивают своевременное информирование педагогов эстрадно-джазового направления о предстоящих мероприятиях, которые организует и поддерживает центр. Члены экспертных групп находятся в непосредственном контакте
с преподавателями направления, осуществляют консультации по методическим вопросам. Экспертные группы также участвуют в отборах учащихся эстрадно-джазового направления на городские концерты, фестивали, являются членами жюри различных конкурсов.


О конкурсах

Центр поддерживает и курирует конкурсы эстрадно-джазовой направленности, организаторами которых являются московские школы искусств. Например:
- Открытый фестиваль-конкурс эстрадно-джазовой музыки «Тутти-джаз» (школа искусств «Тутти»);
- Открытый окружной фестиваль юных исполнителей эстрадно-джазовой музыки «Разноцветные горошины» (музыкальная школа имени Стасова);
- Открытый конкурс песни «Мелодии Весны» (школа искусств «Дети Синей птицы»).

Кроме того, Методический центр является одним из организаторов большого и значимого Международного фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза». В рамках этого события традиционно проводится Круглый стол, резюмирующий итоги работы преподавателей эстрадно-джазового направления.


О дистанционном обучении

Особенностью учебного года 2019-2020 явился период всеобщего режима самоизоляции, в котором многие преподаватели столкнулись с новой формой преподавания – дистанционной. Понятно, что это была вынужденная мера - на любой платформе (Zoom, WhatsApp, Skype, FaceTime и т.д.) есть непреодолимые препятствия в виде изменения звука (техника не передает звукочастотной окраски голоса или инструмента) и несоответствия временной его характеристики (звук «плывет» или, наоборот, «сжимается» во времени), даже работа концертмейстера и солиста должна быть в одном временном и звуковом (а чаще и зрительном) пространстве -
это касается как индивидуальных предметов, так и коллективного творчества. Работа ансамблей и оркестров в силу специфики вообще невозможна в таком формате – учащиеся должны слышать друг друга, музыка рождается
в коллективном сотворчестве.

Тем не менее, благодаря профессионализму педагогов московских школ искусств быстро удалось переключиться
на удаленный формат, используя большое разнообразие доступных сервисов и платформ, комбинируя и подстраивая их функционал под специфику направления, не утратив драгоценного учебного времени.
В дальнейшем такой формат может выступить хорошим дополнением к очной форме обучения, например,
для закрепления/углубления материала или дополнительной коммуникации с педагогами.
Часто задаваемые вопросы
Обязательно ли педагогу проходить аттестацию?
Вопрос аттестации и повышения квалификационной категории - один из наиболее распространённых
у преподавателей эстрадно-джазового направления.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится
по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Ознакомиться с регламентом и перечнем необходимых документов для прохождения аттестации вы можете
по ссылке: https://metodcabinet.ru/attestation
Результаты каких конкурсных мероприятий учитываются при проведении оценки профессиональной деятельности педагогического работника эстрадно-джазового направления?
Среди таких мероприятий:
· Международный джазовый фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Gnesin-jazz»;
· Международный джазовый фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Гнесин – jazz - voice»;
· Международный фестиваль-конкурс «Детский триумф джаза»;
· Международный фестиваль-конкурс для одарённых детей и молодёжи «Рояль в джазе»;
· Международный открытый вокальный джазовый конкурс-фестиваль «Jazz Birds»;
· Московский открытый конкурс саксофонистов и ансамблей духовых инструментов;
· Конкурс молодежных джаз-оркестров «Парад биг-бэндов».

Какие курсы повышения квалификации преподавателей по специальности «Эстрадно-джазовое искусство» можно пройти?
На данный момент на официальном сайте Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства предлагается несколько вариантов курсов, которые будут безусловно полезны педагогам нашего направления: https://metodcabinet.ru/education

Полезные ресурсы по направлению «Эстрадно-джазовое искусство»
Методическая литература по специальности «Эстрадно-джазовое искусство»,
в частности - по джазовому сольфеджио

Мы можем порекомендовать некоторые учебные материалы:
  • А.Полеха «Jazz Solfeggio», издано в виде рабочих тетрадей (Издательство «Онто-Принт»2016г.);
  • Готовится к печати «Джазовое сольфеджио» Н.С.Власовой;
  • Методические материалы Bob Stoloff.
Интернет-ресурсы
  • Мастер-классы ведущих преподавателей Академии Джаза на странице в Facebook
  • Jazz Across Borders в Facebook и Instagram ( @jab_spb )
  • Интернет-портал www.jazz.ru
  • Образовательный центр Lanote Education в Facebook и Youtube запустил серию интересных онлайн встреч с зарубежными (Bob Stoloff, Ari Hoenig, Rory Stuart, Jonathan Kreisberg, JD Walter, Sara Gazarek) и российскими (Евгением Лебедевым, Алиной Ростоцкой, Ольгой Олейниковой, Львом Слепнером, Анастасией Балевой, Алиной Енгибарян и Сашей Машиным) джазовыми музыкантами.
  • Портал «Рояль в джазе» - https://pianoinjazz.ru/, где педагоги эстрадно-джазового исполнительства могут почерпнуть немало интересного и любопытного как от мастер-классов известных джазовых музыкантов, так и посмотреть выступления начинающих музыкантов на одноименном конкурсе, который дает некий «срез» картины успехов в российском эстрадно-джазовом образовании
В ближайших планах Методического центра «Эстрадно-джазовое искусство» – проведение Фестиваля преподавателей эстрадно-джазовых отделов, направленного на приобщение детей, подростков, широкой общественности к эстрадно-джазовой музыке, её истории и исполнительской традиции в России и
за рубежом; на популяризацию эстрадно-джазового искусства и российской джазовой традиции;
на сохранение и развитие джаза, как вида искусства; на консолидацию музыкантов, работающих
в области эстрадно-джазовой педагогики.

Мы постоянно находимся в непосредственном контакте с преподавателями нашего направления и всегда готовы предоставить всю необходимую поддержку, проконсультировать по методическим вопросам
и информировать о происходящих событиях. По любым вопросам эстрадно-джазового направления вы всегда можете связаться с нами, написав на почту jazzmethodcentre@mail.ru.
Павел Овчинников
Made on
Tilda