ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Старинные инструменты: специфика направления и методическая поддержка
Мартынова Ольга
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению "Старинные инструменты" (клавесин) рассказывает о специфике направления и методической поддержке педагогов.
Среди основных векторов работы:
Методическое и организационное сопровождение городских мероприятий
Повышение профессионального уровня педагогических работников, помощь в раскрытии творческого потенциала молодых специалистов
Налаживание контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества
Развитие интереса к искусству игры на клавесине в детских школах искусств
Включение возможно большего количества юных учащихся-клавесинистов в активный исполнительский процесс
О системе центра

Центр «Старинные инструменты (клавесин)» создан для объединения педагогов-клавесинистов города Москвы и функционирует как самостоятельная, отдельная от органа ветвь. Это не только объединение немногочисленного по сравнению с более популярными инструментами педагогического сообщества с целью организации и проведения профильных мероприятий, но в большей степени объединение педагогов для взаимодействия друг с другом, совместного методического и научного роста с целью повышения качества музыкального образования детей и популяризации клавесина и репертуара для этого инструмента, как в исторической, так и в современной области.

Работа Центра строится таким образом, чтобы обеспечивать взаимодействие со всеми преподавателями по направлению в московских школах искусств, оперативно реагировать на любые новые запросы и повышать интерес как учащихся, так и самих педагогов к концертной и учебной жизни этого направления.

На странице Центра «Старинные инструменты: орган, клавесин» в Facebook всегда можно получить обратную связь. Кроме того, на странице публикуется вся актуальная информация, что делает данный ресурс полезным педагогическому сообществу. Также вся основная информация доступна на сайте Дирекции образовательных программ и на сайте МССМШ им. Гнесиных.



О проводимых мероприятиях

Ежегодно Центр проводит на разных площадках городские отчетные концерты учащихся отделов старинных инструментов. Польза этих концертов прежде всего в демонстрации итогов работы учащихся в праздничной, некаждодневной обстановке, а для педагогов концерты являются отличной возможностью услышать игру учеников своих коллег и сделать выводы для своей работы, своего роста, расширить знания о педагогическом репертуаре, услышать образцы прекрасной работы других учителей и возможности усовершенствования собственной. Таким образом, эти концерты не только дают возможность педагогам и учащимся показать свою работу, но и способствуют саморазвитию преподавателей, повышению их педагогического мастерства.

Сейчас, в сложный период пандемии, организованы были онлайн концерты, доступные на нашем ютуб канале. Также Центр активно участвует в организации и проведении прослушивания участников на соискание Грантов Мэра Москвы.



О методиках

Профессиональное преподавание по этому направлению относительно ново для нашей страны. Клавесин отличается от фортепиано по многим параметрам, которые диктует специфика устройства самого инструмента. Это и другая культура звукоизвлечения, другое туше, другие требования к полифоническому мышлению. Все эти особенности диктуют свои методики, традиция которых в европейских странах достаточно давняя. Профессиональное преподавание клавесина после окончания эпохи барокко и раннего классицизма возродилось во времена Ванды Ландовской и приобрело современный, усовершенствованный формат уже в новейшее время, после середины 20 го века.

Эта точка отсчёта совпадает с возрождением подлинного инструментария, начала повсеместного создания копий исторических клавесинов.

Наши педагоги опираются на лучшие методики: школы Марии Боксхолл, Энрико Байано, «Amsterdam harpsichord tutor».

В то же время претворяются в жизнь достижения таких замечательных музыкантов, как российский ученый-клавесинист Александр Майкапар, используются сборники-хрестоматии советского периода под редакцией А. Копчевского, Л. Рощиной.



О развитии Центра

Главное сейчас — повысить интерес учащихся и их родителей к прекрасному инструменту клавесину, показать всю его необычность, красоту, а также разнообразие применения и великолепие репертуара, доступного юному клавесинисту. В ближайшее время планируется проведение мероприятий, таких как мастер-классы, Олимпиады, отчетные концерты.
Я вижу основной путь развития Центра в расширении его деятельности и включении в городские мероприятия возможно большего количества педагогов и учащихся. Главное сейчас — повысить интерес учащихся и их родителей к прекрасному инструменту — клавесину, показать всю его необычность, красоту, а также разнообразие применения и великолепие репертуара, доступного юному клавесинисту.
Мартынова Ольга
Made on
Tilda