ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Фортепиано хоровых школ и хоровых отделений: специфика направления
и методическая поддержка
Марина Юрьевна
Кулакова
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению
"Фортепиано хоровых школ и хоровых отделений" рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
  • создание единого творческого пространства для профессионального взаимодействия преподавателей и учащихся направления
  • использование традиционных, и поиск новых форматов мероприятий
  • формирование информационно-методической системы повышения квалификации молодых преподавателей
  • методическая помощь и организационная поддержка преподавателям направления
  • разработка методической документации, экспертиза учебно-методической деятельности
О специфике направления

Центр профессионального мастерства "Фортепиано хоровых школ и хоровых отделений" объединяет преподавателей-пианистов, работающих с обучающимися хоровых школ и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств.

В ряду учебных дисциплин, изучаемых в хоровых школах и на хоровых отделениях, предмет «Фортепиано» играет особую роль, являясь обязательной дисциплиной, и включая в себя развитие и совершенствование таких важных профессионально ориентированным обучающимся навыков фортепианной игры, как аккомпанемент, ансамбль, чтение с листа нотного текста. Важной задачей обучения в хоровых школах и на хоровых отделениях детских школ искусств является поступление выпускников предпрофессиональных программ в средние специальные учебные заведения. При поступлении необходимо сдавать экзамен по фортепиано, и требования к владению этим инструментом высокие. Соответственно растут и требования к уровню преподавания предмета.

Для детей, которые не планируют связывать свою жизнь с профессией музыканта, предмет «Фортепиано» не менее важен, поскольку позволяет им навсегда оставаться включенными в процесс музыкального творчества.



О роли педагога

Преподаватели фортепианного отдела считают, что обучающиеся хоровых отделений имеют определенные преимущества перед другими детьми в развитии музыкальных способностей и формировании музыкального мышления, а серьезные занятия фортепиано помогают ученикам в освоении и познании хорового искусства и играют важнейшую образовательную, познавательную, воспитательную роль в музыкальном развитии ребенка в целом.

Задача преподавателей Центра, опираясь на традиционные методики и осваивая современные, воспитать грамотных музыкантов, выработать у них профессиональные и творческие навыки.

Процесс обучения искусству игры на фортепиано представляет собой индивидуальную форму занятий, поэтому от педагога ожидается глубокое изучение личности каждого ученика, анализ индивидуальных особенностей и разработка стратегии его развития как музыканта. И тут несомненно важна личность педагога — творческого, обладающего широким кругозором и высокими человеческими качествами, способного увлечь и влюбить ребенка в свой предмет.



Об академической преемственности

Важной задачей существующей трехступенчатой системы профессионального музыкального образования является обеспечение соответствия уровня подготовки учащихся требованиям для поступления в колледжи и вузы. Центр профессионального мастерства развивает и укрепляет творческое взаимодействие ДШИ и ДХШ с средне-специальными и высшими учебными заведениями. Центром уже реализуются совместные проекты фестивалей, конкурсов, конференций, концертов, проведение мастер-классов и консультаций с ведущими преподавателями колледжей и вузов, с помощью которых мы надеемся осуществить более тесное сотрудничество наших выпускников и преподавателей следующих образовательных ступеней. Центр продолжает искать интересные форматы мероприятий, способствующие укреплению связей всех трех уровней.



О проводимых мероприятиях и новых проектах

Центром ежегодно проводятся мероприятия различных форматов для преподавателей и учащихся, направленные на личностное развитие и профессиональную реализацию. Это окружные и городские концерты, зимний и весенний фестивали фортепианной музыки в виде серии концертных мероприятий, научно-практическая конференция "Фортепианная педагогика: опыт, практика, перспективы", смотры творческих работ преподавателей направления.

В 2021 учебном году Центром были запущены два новых проекта:

"Школа молодого преподавателя "Диалог поколений", основная цель которой — это системный подход к повышению профессиональной компетенции молодых специалистов. Чтобы каждый преподаватель мог начать формирование собственной профессиональной траектории и добиться профессиональных высот. На встречи приглашаются ведущие преподаватели колледжей и вузов г. Москвы, которые делятся секретами мастерства и отвечают на вопросы своих молодых коллег. В этом году будут расширены рамки проекта при помощи концертов Педагогической филармонии, где преподаватели получат возможность реализовывать себя как исполнители.

Международный многожанровый Фестиваль-конкурс "Viva Piano&Voce Fest" для учащихся хоровых школ, хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств и студентов колледжей, основная идея которого — обратить внимание на разные грани творческой индивидуальности детей, выбравших для себя в качестве основного музыкального направления хоровое пение, дать им шанс реализовать свой творческий потенциал не только в качестве участников хорового коллектива, но и в качестве сольных и ансамблевых исполнителей, а также исследователей музыкального искусства. В состав жюри конкурса входят коллеги из средних и высших учебных заведений.

Одним из важных направлений деятельности нашего Центра считаю благотворительные мероприятия в рамках проекта "Дети – детям" для подопечных фонда "Подари жизнь". Отрадно, что благородные цели этого проекта объединяют в одну сплочённую команду и преподавателей, и обучающихся, и их родителей.
Часто задаваемые вопросы
Полезные ресурсы по направлению
"Фортепиано хоровых школ и хоровых отделений"
У нас замечательное педагогическое сообщество единомышленников, безусловно преданных своему делу, и мы с коллегами стремимся сделать жизнь Центра насыщенной и разнообразной. Мечтаем дать возможность каждому ученику попробовать силы в самых различных проектах и помочь раскрыть ему все грани своего таланта. Выстраиваем работу Центра таким образом, чтобы он был полноценной творческой площадкой для реализации профессионального потенциала, педагогических задумок и методических наработок наших преподавателей.
Марина Кулакова
Made on
Tilda