ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Александр Компанеец:
«С детьми нужно говорить на их языке!»
О своем опыте перехода в онлайн, выстраивании коммуникации с учениками и полезных онлайн-ресурсах рассказывает Александр Компанеец, музыкант, продюсер, создатель музыкального шоу «Воспоминания ветра», преподаватель института имени М.М.Ипполитова-Иванова и Детской музыкальной школы имени М.И.Табакова, артист компании Yamaha.
Д: Александр, добрый день! Расскажите, что сейчас происходит в образовательных учреждениях, в которых вы работаете?

А. К.: Сейчас все школы закрыты, все на изоляции, все переведены на удаленную работу. Я уже в каникулярное время начал заниматься с некоторыми из своих учеников удаленно. Сейчас занимаюсь уже со всеми учениками по расписанию, согласованному со всеми ребятами, потому как они учатся онлайн еще и в общеобразовательных школах.
Д: Поделитесь своим опытом организации онлайн-урока. Вы столкнулись с дистанционным обучением впервые или раньше проводили подобные уроки?

А. К.: С моими учениками у меня проблем нет в плане дисциплины и после каникул они воспринимают уроки как подарок – уже успели соскучиться. Поэтому первые занятия я выстраиваю по очень простой системе: это какие-то несложные упражнения, мы привыкаем к ощущениям по звуку, визуальным ощущениям и так далее.

Я, честно говоря, сам впервые начал заниматься онлайн-уроками только вот в этот период и впервые в жизни сам попробовал все эти вещи. Раньше были видеокассеты, когда мы смотрели на мастеров: смотрели, перематывали, ставили на паузу. Но вопрос видеокассете не задашь. Поэтому мне кажется, что сегодня занятия онлайн дают много возможностей.
«Детям нравится, что я с ними на одном языке разговариваю, понимаю сленг, о чем они говорят, разбираюсь в их приложениях и играх»
Д.: Вашим ученикам нравится новый формат уроков?

А. К.: Детям нравится, что я с ними на одном языке разговариваю, понимаю сленг, о чем они говорят, разбираюсь в их приложениях и играх. Я на самом деле очень близок с ребятами и нам есть, о чем поговорить помимо музыки. Им нравится то, что мы встречаемся, несмотря на изоляцию. Онлайн – действительно очень хороший инструмент для того, чтобы не потерять процесс, не выпустить его из рук окончательно.
«Первое, чем я занялся, когда «сел» на карантин – организовал у себя отличное Интернет-соединение»
Д: Какими сервисами, ресурсами вы пользуетесь? Что важно при выстраивании образовательного процесса онлайн?

А. К.: Пока у меня нет необходимости во множестве сервисов из-за узкой направленности. Работаем с учениками в Zoom.

Конечно, лучше иметь беспроводные наушники и, конечно, нужно хорошее Интернет-соединение. Это первое, чем я занялся, когда «сел» на карантин – организовал у себя отличное Интернет-соединение: поменял роутер, поставил всякие репиторы так, что с моим Интернетом можно в космос улететь. Второе, что я сделал – организовал технически студию, в том числе под онлайн-пространство. Теперь у меня рабочее место с инструментами, техникой, правильным светом и даже постерами на стенах – какое можно встретить на красивых фирменных видео.
«Очень важно, чтобы они видели заинтересованность педагога в их желаниях, чаяниях, мечтах. И поэтому я реагирую всегда очень открыто, когда мне говорят «мы хотим вам включить музон»»
Д: В чем секрет успеха вашей коммуникации с учениками?

А. К.: В ходе образовательного процесса я стараюсь не умничать, стараюсь вовлекать ребят какими-то вещами, которые им самим интересны. Например, я знаю, что один ученик хочет попробовать себя на ударной установке, другой – на мультиперкуссии, а вот сейчас мы встретимся онлайн с Килианом, я подготовил под него материал и дам ему те вещи, которые ему сразу зайдут. С детьми нужно говорить на их языке!

Мы можем вместе не только послушать, но и обсудить и сыграть то, что нравится им. Очень важно, чтобы они видели заинтересованность педагога в их желаниях, чаяниях, мечтах. И поэтому я реагирую всегда очень открыто, когда мне говорят «мы хотим вам включить музон». Даже если мне откровенно не очень нравится, я все равно выслушаю, сравню, предложу еще какие-нибудь варианты послушать. Мы с детьми наравне, а не в формате «я-учитель, а вы молчите» или «Rammstein – плохо, а Бах – хорошо».

Очень важен настрой на занятия - радость в труде, в том, чтобы становиться лучше и интереснее. Дисциплина и ответственность очень важны, но только в здоровом, добром и позитивном ключе. Мне нравиться создавать команду ребят, которые думают и любят делать свое дело. Главное, чтобы человек не просто хорошо играл на инструменте, а чтобы играл ЧЕЛОВЕК!

Ведь очень важно, когда преподавателю нравятся какие-то твои увлечения, тогда ты чувствуешь с ним связь, чувствуешь, что он не критикует, а наоборот готов выслушать, обсудить, сыграть. Это наиважнейшая часть всего процесса.
Д: Не всем педагогам легко далось переформатирование всех процессов под удаленный формат. Что вы можете посоветовать, чтобы этот переход протекал как можно комфортнее?

Я сам помогаю своим коллегам освоиться, разобраться с программным обеспечением или провайдерами.

А Zoom действительно очень удобная история. Я общался с учениками своих коллег, которым говорил о том, что для упрощения процесса они сами могут педагогу присылать ссылку на конференцию в Zoom, и все, что нужно будет сделать преподавателю – просто нажать, перейти по ссылке и провести урок.

В сегодняшней ситуации посоветовать можно одно – не бояться и с открытыми глазами постигать новое. Надо принять происходящее как реальность. Многие (в том числе родители) говорят, что онлайн – это не занятия. Я всегда советую попробовать и если есть какие-то сомнения, то я стараюсь их развеять. Нет смысла отгораживаться как-то от этой истории. Я вообще не люблю такой ретроградный подход к образованию. Но если сегодня мы в таких условиях, то давайте сделаем этот процесс совершенным. Весь этот профессиональный снобизм мне чужд.

Онлайн-формат хорош для того, чтобы давать какие-то несложные задания, проверять их, отрабатывать какие-то вещи или для того, чтобы углубиться в материал. Мы не можем найти время в течение года, а сейчас мы с учениками пробуем новые вещи, берем новые школы, вместе изучаем, смотрим ноты, обмениваемся картинками, ищем подходы. Много преимуществ у онлайн-уроков.

Даже когда закончится режим самоизоляции – этот опыт мне очень пригодится, и я думаю, что какие-то вещи мы смело сможем решать дистанционно. Например, когда я уезжаю на гастроли, а ученику очень срочно нужно что-то прояснить, то еще полгода назад я бы сказал: «Петя, ну подожди пока вернусь», а сейчас можно зайти в тот же Zoom, открыть ноты и решить все проблемы.
«Особенно нужно присутствие учителя при занятиях с начинающими: когда я ставлю аппарат, я каждый миллиметр поправляю и все время контролирую этот момент»
Д: Какие минусы вы для себя отметили в таком формате обучения?

А. К.: Если мы говорим о музыке, то главный для меня минус – это отсутствие личного контакта и физического контроля. Все мы прекрасно понимаем, что в музыке эмоциональная связь с учителем крайне важна. Также важно физическое присутствие, контакт – своей рукой где-то подстроить, поправить. Особенно нужно присутствие учителя при занятиях с начинающими, с первоклашками: когда я ставлю аппарат, я каждый миллиметр поправляю и все время контролирую этот момент.

На мой взгляд, онлайн больше подходит ребятам играющим. Как раньше видеошколы: если ты первоклассником включал видеошколу Дэйва Векла, то ты ничему бы по ней не научился.
Д: Расскажите, как в профессиональном плане на вас повлиял режим самоизоляции, в котором сегодня все мы находимся.

А. К.: В профессиональном плане – очень хорошо. Появилось время на то, чтобы заняться нотами, музыкой. Я сейчас со своими учениками учу двойные концерты Баха, Вивальди – то, что мне давно хотелось с ними сыграть. Сейчас на это есть время, и я стараюсь его максимально использовать: осваиваю другие инструменты. Например, сейчас активно занимаюсь на таком чудесном инструменте, который называется ханг – это тоже часть ручной перкуссии, один из самых молодых инструментов. У меня дома большая студия со всеми необходимыми инструментами: маримба, различные барабаны, мульти-перкуссия, электроника и прочее.
«Опыт онлайн-уроков, онлайн-мастер-классов, онлайн-репетиций нам очень пригодится! Самоизоляция – идеальное время для самообразования, развития и, как следствие, творческого роста»
Д: Музыканты переживают непростое время. У вас может быть перенесено большое шоу в Доме Музыки в конце весны. Как музыкальное сообщество в целом переживает текущие события?

А. К.: Музыкальное сообщество – с большим сожалением. Потому что для всех концерты и гастроли – жизненно важные вещи. Я общаюсь с огромным количеством музыкантов и пока среди них не встретил какого-то апокалиптического настроя. Все надеются, что рано или поздно это закончится и индустрия начнет восстанавливаться.

И конечно, с большим нетерпением я жду возвращения на сцену как артист и в зал как зритель, ничто не сравнится с запахом кулис и с тем волнением в темноте сцены, желанием подарить зрителю часть очень личных эмоций, переживаний и благодарности, которые переполняют, а в нашем искусстве это главное; артистом можно стать только на сцене.

Думаю, что те люди, которые сегодня воспользуются этим временем правильно - вернутся только лучше. Это время нам дано неспроста. Нужно как следует подумать, послушать, почитать и постараться насладиться этой паузой. А потом, этот опыт онлайн-уроков, онлайн-мастер-классов, онлайн-репетиций нам очень пригодится! Самоизоляция – идеальное время для самообразования, развития и, как следствие, творческого роста.
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
Made on
Tilda