ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Вокальное искусство: специфика направления
и методическая поддержка
Анна Глазкова
руководитель Городского методического центра по направлению «Вокальное искусство» рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает
на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы методического центра по направлению «Вокальное искусство»:
структурирование работы преподавателей-вокалистов Москвы
поддержание единства методики преподавания классического вокала
расширение спектра различных мероприятий, проводимых для преподавателей и учащихся
налаживание контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества
О системе кураторства

Для оказания помощи преподавателям методический центр создал группу кураторов работы в округах, руководителей окружных экспертных советов. Это 10 экспертов – ведущих преподавателей, которые оказывают профессиональное содействие на местах. Кураторы обеспечивают своевременное информирование преподавателей своего округа о предстоящих городских мероприятиях и событиях, проводят окружные концерты, педагогические семинары-практикумы, отборочные этапы учащихся для городских мероприятий, осуществляют помощь молодым специалистам, а также являются членами жюри городских фестивалей и конкурсов.


Об академической преемственности

С помощью наших мероприятий мы надеемся осуществить наиболее тесное взаимодействие между звеньями образовательной цепи, преемственность, и дать профессионально ориентированным выпускникам возможность творческого общения с преподавателями следующих образовательных ступеней.
Мы регулярно поддерживаем связь с заведующими вокальными отделами столичных музыкальных колледжей и вузов; приглашаем в качестве членов жюри вокальных конкурсов. В этом году некоторым конкурсантам по итогам конкурсных прослушиваний были сделаны конкретные предложения членами жюри о дальнейшем профессиональном ориентировании.


Об уровне вокального образования

Уровень вокального образования в Москве и России в целом разный. Прежде всего это связано с подготовкой педагогических кадров и изначальной разницей в критериях звучания голосов, которая закладывается ещё в момент обучения в профессиональных учебных учреждениях будущих педагогических кадров. Вообще, не секрет, что российское образование отличается пестротой вокальных подходов, многонациональностью вокальных школ и многого другого, что отличает нас, например, от европейского образования.


Об инновациях

Говоря о новациях в методике преподавания классического вокала, мне кажется, мы постоянно открываем что-то новое. Идёт постоянный поиск подходов в обучении вокалу: не секрет, что к каждому ученику подбирается индивидуальный подход, с учётом его физиологии, психо-физики, этапов развития. Есть, конечно, традиционная база, но творческий и педагогический поиск необходим всегда!

Современные технические возможности дают, а иногда даже и диктуют классическим вокалистам новые «правила»: так, например, на некоторых мероприятиях нашим исполнителям приходится петь в микрофон и под «минусовку». Подобная практика непривычна для классических певцов, но в последнее время набирает обороты, а значит детям иногда нужно давать возможность подобной практики: они должны быть подготовлены к реалиям современности.


О дистанционном обучении

Переход на дистанционное образование стал непростым испытанием для всех. Тем не менее мы занимаем активную позицию в этом вопросе и, конечно, выработали для себя некий алгоритм действий. Вопрос очень объёмный, и, думаю, продуктивнее для читателей будет посмотреть наш вебинар на тему преподавания вокальных дисциплин от 29 апреля 2020 года.
Часто задаваемые вопросы
За какой поддержкой педагог может обратиться в методический центр?
Часто коллеги обращаются за советами и помощью в работе с конкретными учащимися и конкретной проблематикой, например, когда у учащегося не получается устранить тот или иной дефект голосообразования, найти подход к решению вокально-технической задачи. В таких случаях, безусловно, всё зависит от индивидуального случая, единого алгоритма действий не существует: то, что поможет одному ребенку устранить проблему, для другого может иметь противоположное действие.

Для профессионального взаимодействия и поиска как раз и были организованы педагогические семинары-практикумы в округах – это прекрасная возможность спросить совета у коллег и получить конкретный доброжелательный отзыв. «Обратная связь» с оргкомитетом методического центра и мастер-классы – тоже одна из возможностей для наших преподавателей и учащихся получить ответ на волнующие вопросы.
Как лучше подготовиться к аттестации?
Вопрос аттестации, конечно, волнует большинство преподавателей, так как наличие категории, особенно высшей, даёт преподавателю не только дополнительные бонусы в виде доплат, но и высокий статус, позволяет ему позиционировать себя как преподавателя высокого уровня.

В ответ на подобные вопросы преподаватели получают рекомендации чаще участвовать в окружных и городских мероприятиях: в конкурсе, концертах, семинарах и конференциях; показывать своих учеников и работу с ними, слушать рекомендации коллег во время обсуждения на семинарах или получать отзывы членов жюри на нашем конкурсе. Для подготовки к записи своего урока для аттестации исключительно важна регулярная практика проведения открытых уроков. Кроме того, объясняем, как важно для преподавателя быть в курсе последних образовательных тенденций, новых методик, а для этого необходимо посещать те мероприятия, которые проводит центр и наши коллеги, а также смотреть онлайн мастер-классы. Не менее важно иметь широкий кругозор, много знать, а значит - читать соответствующую литературу об искусстве, педагогике, психологии.
По каким критериям оцениваются участники Вокального конкурса, городских концертов и отборочных этапов фестивалей, организованных методическим центром?
Участники конкурсных и фестивальных прослушиваний оцениваются по следующим критериям:
- Вокально-технические навыки. Оцениваются вокальные и музыкальные данные, техническое мастерство: красота певческого тона, свобода владения голосом, чистота интонирования и т.д.
- Уровень художественного исполнения: соответствие стилистике исполняемого произведения, музыкальность и артистизм.
- Выбор репертуара: соответствие исполняемой конкурсной программы индивидуальным возможностям конкурсантов, художественная ценность, яркость и разнохарактерность произведений.

Исходя из нашего опыта, хочется отметить, что наиболее частой педагогической ошибкой является неправильно подобранная программа для конкурсного выступления. Это влечёт за собой «минусы» и по всем остальным критериям звучания голоса: если программа слишком сложная, с большей долей вероятности ученик не справится с произведениями технически, в исполнении не будет естественности голосообразования и свободы, тембральной красоты, а говорить о музыкальности и артистической раскованности в таких случаях вообще не приходится. В подобных случаях у нас возникает вопрос в объективности оценки возможностей и, кстати, об амбициях преподавателя в отношении своего же ученика.

Бывает и так, что по диапазону произведение соответствует возможностям исполнителям, но содержание «взрослое», подразумевающее наличие соответствующего личного опыта. Когда мальчик 11-12 лет поёт о любовных переживаниях взрослого мужчины, да ещё и копируя своего преподавателя, часто создаётся эффект пародии. Об этом тоже надо задумываться при выборе репертуара.

Бывает такой вариант, когда программа спета интонационно чисто и достаточно артистично, но жюри оценивает исполнение не очень высоко. Часто причиной недостаточно высоких баллов становится «пестрота» звучания голоса, регистровая неровность, когда исполнитель «пережимает» голос в верхней или нижней части диапазона, а середина звучит тускло, при этом на переходах голос «ломается». Корень этой проблемы – слишком большой диапазон и форсированная манера голосообразования. Преподаватели должны понимать, что это чрезвычайно важный аспект, и этот вопрос надо грамотно решать для дальнейшего развития учеников.

Конкурсная программа должна подбираться с особой тщательностью, ведь здесь преследуется задача показать все наилучшие качества голоса конкурсанта и исполнения конкурсной программы в целом, которое должно быть органичным во всех отношениях.
Полезные ресурсы по направлению «Вокальное искусство»
Литература по специальности «Сольное пение. Академический вокал»
  • Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. - 368 с.
  • Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости. - М.: ИнформБюро, 2009. - 180 с.
  • Левко В.Н. Культура сольного пения: методические очерки. - М.: Музыка, 2019. - 200 с.
  • Левко В.Н. Произведения зарубежных композиторов для голоса и фортепиано. - М.: Музыка, 2020. - 52 с. Нотное издание содержит методические комментарии В.Н. Левко для исполнительской и педагогической практики.
  • Яковлева А.С. Искусство пения: исследовательские очерки, материалы, статьи. - М.: ИнформБюро, 2007. - 480 с.
  • Яковлева А.С. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия. - М.: ИнформБюро, 2011. – 132 с.
  • Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учебное пособие по курсу истории вокального искусства. - 2-е изд. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. - 152 с.
  • Полякова Н.И. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара: Учебное пособие.- СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 224 c.
  • Полякова Н.И. Академическое сольное пение. Программы для ДМШ и ДШИ: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 184 с.
Интернет-ресурсы
В заключение хочется сказать, что преподавателям не следует «прятаться» от профессиональной коммуникации, от участия в семинарах или прослушиваниях к концертам, от советов более опытных коллег: наш центр создан для оказания методической помощи, чтобы вовремя дать каждому нужный совет, а наши коллеги – кураторы в округах – готовы оказать поддержку, отвечая на поступающие вопросы и обсуждая проблемы, которые важно решить вовремя.

Все мы работаем на благо развития нашей культуры, вокального искусства, и наше качественное взаимодействие повышает уровень работы.
Анна Глазкова


Подробнее - на официальном сайте методического центра по направлению «Вокальное искусство».
Made on
Tilda