Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства — это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере культуры, искусства и образования и платформа разработки методических рекомендаций для преподавания творческих дисциплин.
ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Екатерина Ганелина: «Главное — любить музыку, много заниматься и стремиться продолжать великие традиции!»
Екатерина Ганелина
известный российский концертмейстер, постоянный концертмейстер народной артистки России Хиблы Герзмава
—Сегодня у нас в гостях пианистка, концертмейстер и педагог в одном лице. Как вам удается все совмещать?
— Прежде всего, я хотела поблагодарить Вас за внимание ко мне как к представителю профессии концертмейстера! Это очень приятно и ценно. Совмещать концертмейстерскую и педагогическую деятельность для меня совершенно естественно. Когда есть опыт, возникает желание им делиться. Важно распределять время и силы, особенно в периоды подготовки к своим концертам, когда нужно много заниматься.
—Вы родились в семье музыкантов, можно ли говорить о том, что ваши занятия музыкой были предопределены?
— Думаю, что мой музыкальный путь, действительно, во многом был предопределен. С раннего детства я была окружена музыкой, с пяти лет начала заниматься в специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории. Мои родители тоже пианисты.
«Я практически выросла за кулисами, любовь к опере и вокальной музыке у меня — с детства»
—Кто был вашим ориентиром в профессии?
— Главным ориентиром для меня стала мама — Арефьева Евгения Михайловна. Она была ведущим концертмейстером Свердловского оперного театра, активно концертировала, преподавала. Ее увлеченность профессией, самоотдача и успехи в достижении целей поражают. И сейчас, будучи профессором Московской консерватории, мама продолжает совмещать преподавание с работой в театре. Я практически выросла за кулисами, любовь к опере и вокальной музыке у меня — с детства.
В консерватории мне посчастливилось заниматься в классе замечательного преподавателя концертмейстерского искусства, профессора Евгения Михайловича Шендеровича. Он был великолепным пианистом, истинным интеллигентом и эрудитом, композитором, аккомпанировал известным певцам: Евгению Нестеренко, Бэле Руденко, Алибеку Днишеву, Елене Образцовой, Марии Биешу.
— Началось все с музыкальной школы? Были ли предметы, которые давались сложнее всего?
— В школе все предметы мне давались легко, даже лыжи зимой на физкультуре проходили весело и с удовольствием! Я всегда была отличницей и выпустилась с золотой медалью. С благодарностью вспоминаю всех наших педагогов. Это были профессионалы высочайшего уровня: от начальной школы и до выпуска, как по специальным предметам, так и по общеобразовательным.
Музыкальная школа и система преподавания в ней очень важны. Навыки ансамблевого музицирования (мы играли в четыре руки и с инструменталистами), концертмейстерский класс с азами чтения с листа и транспонирования — это необходимая база для дальнейшего развития.
«Главное — любить музыку, много заниматься и стремиться продолжать великие традиции!»
— Как преподаватель (доцент) концертмейстерского искусства Московской консерватории, что бы вы посоветовали концертмейстерам (пианистам), которые хотят поступить в консерваторию?
— Я бы советовала пианистам, поступающим в консерваторию, больше читать с листа, прививать себе любовь к опере и вокальной камерной музыке, ходить на концерты и спектакли, впитывать в себя все лучшее!
— Ваш творческий союз с певицей Хиблой Герзмава длится уже много лет. Расскажите, как все начиналось?
— Я благодарна судьбе: она свела меня с моей главной и любимой солисткой — Хиблой Герзмава. Познакомились и подружились мы в студенческие годы. И, опять же, мама сыграла важную роль в нашем более близком знакомстве. Хибла занималась у мамы в классе вокального ансамбля; я, будучи тоже студенткой, уже работала концертмейстером у дирижеров-хоровиков. Хибле для небольших выступлений нужен был концертмейстер, и мама нас познакомила. Так началась наша творческая и человеческая дружба. Потом мы решили готовиться к конкурсу в Буссето (Италия), спустя время — к конкурсу Чайковского, и так шли вместе и дальше. Все наши программы, концерты и конкурсы были подготовлены вместе с мамой, она до сих пор наш главный советчик и самый строгий критик.
Хибла — удивительный музыкант и человек. Чистота тембра, внутренняя музыкальная одаренность, умение «захватить» зал, способность делиться своим теплом и любовью с публикой — отличают и выделяют Хиблу среди других. Ее талант, целеустремленность и работоспособность позволили ей добиться невероятных успехов и сделать мировую карьеру. С ней легко и радостно быть на сцене (но и очень ответственно!), спокойно и надежно идти вместе по жизни. Она - щедрый и внимательный друг, близкий и родной человек для меня.
— Кем должен быть для вокалиста концертмейстер? Как происходит Ваше взаимодействие с певцом?
— Наставником, партнером, коучем, нянькой, доктором, психологом, цербером — в зависимости от ситуации! (Смеётся.)
С Хиблой у нас доверительно-партнерские отношения. С молодыми, начинающими певцами и студентами – больше наставнические, но тоже доверительные.
—Какие сюрпризы вы приготовите для зрителей в новом сезоне?
— Сюрпризы пусть останутся тайной, иначе они не смогут вас удивить и порадовать!
В планах концерты, классные вечера, новые программы. И все мы ждем новый международный конкурс Хиблы Герзмава. Это большое важное событие, которое впервые будет проведено этой зимой. Как раз от конкурса можно ожидать приятных сюрпризов, открытия новых звезд и талантов, причем как среди певцов, так и среди концертмейстеров!