Пианист Тимоти Янг, руководитель отделения фортепианной и камерной музыки Австралийской национальной музыкальной академии (ANAM), утверждает, что независимо от того, на каком инструменте играют музыканты, физические нагрузки для них имеют решающее значение.
«Для меня нет ничего удивительно в том, чтобы тратить восемь часов в день на игру на фортепиано. Поэтому, если вы сидите столько времени в одном положении, у вас должна быть правильная осанка. Иначе все закончится травмой спины».
Янг рассказал о том, что за каждым инструментом кроятся свои риски для здоровья.
«Самая большая трудность работы с гобоем — в давлении воздуха. Гобоисты выпускают воздух из легких, что сложнее вдоха. Из инструмента так тяжело выпустить воздух, что в какой-то момент им приходится избавляться от застоявшегося воздуха, чтобы снова вдохнуть его. Это очень трудно».
«Постоянная задержка воздуха плохо сказывается на кровотоке. Я слышал ужасные истории о том, как во время выступления у гобоистов происходил разрыв аневризмы», — говорит он.
Наряду с этим для музыкантов существуют и другие риски, например травмы повторяющихся нагрузок — состояние, напрямую связанное с положением тела и его функционированием.
«В нашей академии есть программа по поддержанию физического здоровья и самочувствия. Студенты получают достаточно информации о своем теле и здоровье. У нас есть специалисты по физиологии, которые рассказывают об особенностях работы с каждым инструментом и ориентируются на потребности учащихся».
У скрипачей тоже есть проблемы с осанкой. «Они держат инструмент прямо под подбородком, правая рука поднята, а плечо и левая рука должны удерживать гриф. Это неестественное положение тела».
«В случае с виолончелью и гобоем обе руки находятся практически в симметричном положении. Как и во время игры на пианино. Это положение более естественное, чем во время исполнения на скрипке. Поэтому, если не поддерживать свое тело в форме, у вас могут возникнуть разного рода проблемы, в том числе и с запястьями».
«В прошлом некоторые классические музыканты пропагандировали йогу и упражнения по
Технике Александера. Но недавно музыкальная индустрия, наконец, стала сознательнее относиться к положению осанки и физическому состоянию музыкантов».
«Думаю, это пошло из спорта. Сегодня официально используют понятие «спортивная медицина». Возможно, появится «музыкальная медицина», но на данный момент на нас влияет философия спорта».
Техники, достижения и знания спортсменов доходят и до музыкантов. Если члены оркестра берут больничный по причине травм и других проблем со здоровьем, то тогда возникают трудности с тем, как управлять оркестром. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы профилактика здоровья стала лучшим лекарством.
Янг говорит, что некоторым музыкантам трудно менять позы и старые привычки.
«Они твердят, что «старого пса новым трюкам не научить». Но сегодня нам известно о пластичности нашего мозга, поэтому поменять прежние привычки возможно. Даже если им 10, 15 или 20 лет. Вам просто понадобится больше времени, чтобы себя переучить.
И подобные изменения имеют положительное влияние не только на тело, но и на творчество.
«Безусловно, это полезно для работы музыканта. А также может и продлить вам жизнь. Музыканты до глубокой старости могут играть на инструментах. Поэтому обидно, если их навыки теряются из-за проблем со здоровьем. Выполнять физические упражнения просто необходимо», — подытожил Янг.