ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Ростислав Бальчюнас: «Истинная дружба и обмен знаниями с учениками - это то, что нам нужно».
Сегодня об искусстве и образовании онлайн, новых вызовах для педагогов и современной музыке мы поговорили с Ростиславом Бальчюнасом – музыкантом, педагогом, просветителем, обладателем многочисленных наград и премий, в том числе – Премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф», премии "Лучший Преподаватель 2017", 2 премии престижного "World Marimba Competition Stuttgart", артистом "Yamaha-Russia".
«У нас есть возможность понять, кто мы есть на самом деле»
Д: Ростислав, здравствуйте! Начнем с главной повестки на сегодня. Что вы думаете о сложившейся ситуации в мире? Как она влияет на музыкальное сообщество и лично на вас?

Р. Б.: Сейчас мы видим по-настоящему уникальную ситуацию. Для меня очевидно, что всё происходящее во благо как представителям творческих профессий, так и человечеству в целом. Я это, конечно, про карантин и "self-distancing". Впервые за долгое время мы предоставлены сами себе, мы вынужденно выходим из зоны комфорта, имеем возможность заглянуть внутрь себя, и, возможно, понять, чего мы на самом деле хотим от своей жизни в целом и профессии в частности, своего призвания. У нас есть возможность понять, кто мы есть на самом деле.

Если говорить именно об индивидуальном влиянии на музыкантов, то это потрясающее время для каждого из нас. Если мы возьмем пример с других стран и более основательно сядем на карантин, то за это время сможем прочитать, написать, послушать, записать многие вещи. Если грамотно подойти к вопросу – это огромная радость для творческих людей, и я уверен, мир увидит много новых волшебных творений, созданных именно сейчас, как потом, возможно, будут говорить – в эпоху "Всемирного карантина 2020".
Д: Что будет с концертами в этой связи? Филармония, Венская опера и Метрополитен опера запустили онлайн концерты – насколько это поможет отрасли, какие плюсы вы видите в этом?

Р. Б.: Переход в онлайн-режим – прекрасное явление. Оно поддерживает индустрию в целом, популяризирует ее среди "самоизолирующихся", открывает для них мир музыки. Главное, чтобы люди, которые до этого были далеки от посещения концертов, не приняли такой формат как основной и все-таки стали посещать живые выступления, когда ситуация придет в норму. Никакая технология не заменит магии сцены, встречи зрителей с исполнителями, обмена энергией, живых обсуждений до и после концертов - нет ничего лучше живой коммуникации между людьми! Поэтому чем быстрее мы вернемся к привычному формату, но уже в постоянной связке с онлайном, тем лучше.
«Позволяйте ученикам иногда вас немного поучить»
Д: Надеемся на это! А что насчет сферы образования? Мы много говорили о важности развития, о том, что необходимо внедрять современные технологии в образовательный процесс. Теперь мы перешли от слов к необходимому действию – мы перешли в онлайн.Так что же все-таки будет с творческим образованием в ближайшем и отдаленном будущем? Сможет ли весь образовательный процесс перейти в онлайн?

Р. Б.: Вопрос, что же ждет творческое онлайн-образование, непростой. Однозначного ответа нет – в каждой творческой дисциплине есть свои нюансы. Если я еще вижу качественное онлайн - обучение, например, по сольфеджо и теоретическим дисциплинам (это возможно наладить), то представить по-настоящему качественные уроки по актерскому мастерству или по исполнению на любом акустическом инструменте мне пока сложно. Это вопрос отточенности действий каждой из сторон. Важный вопрос – как выстроить эту систему. Онлайн-образование может пробуксовывать на начальном этапе, пока в каждом маленьком звене не найдется свой ключ. В идеале должен быть экспертный Государственный совет, который займется всем этим серьезно.

Для педагогов это, конечно, вызов. Совместная игра с учеником, как и донесение творческих идей "с рук" педагога - всегда были одними из основ педагогики. И даже самая лучшая платформа не сможет заменить нам очную встречу. Есть и другой аспект – много замечательных учителей пока что просто физически не смогут перейти на этот формат, он был им не знаком. Но со временем они освоят, это вопрос практики. Все это можно наладить за месяц-второй. И тогда в ближайшее время мы увидим серьезную перестройку в индивидуальных занятиях, когда онлайн станет помощником каждого педагога и ученика.

У учеников, кстати, с новым форматом проблем не будет, это очевидно. Технологии – часть их мира, они понимают их устройство и как ими пользоваться. Дорогие педагоги! Позволяйте ученикам иногда вас немного поучить в этом аспекте. Когда еще представится возможность дать свободу ученикам и подружиться с ними по-настоящему? Интернет, вопреки расхожему мнению, способен помочь в этом!
Д: Как же все-таки лучше выстроить этот процесс дистанционного обучения творческим дисциплинам? Как научить виртуозно исполнять произведения, например, Баха или Моцарта онлайн?

Р. Б.: Во-первых, я не согласен с тем, что каждый урок должен заключаться в сухом обучении педагогом ученика игре на инструменте. Сейчас то самое время, когда мы можем посвятить себя прослушиванию музыки, новым экспериментам, импровизации, композиции. Говорите о музыке больше! Общаясь онлайн, можно расширять кругозор, не прилагая много усилий. Увлекайте своих учеников той музыкой и исполнителями, которые по душе вам! Лично я в своих занятиях с учениками буду идти в сторону обсуждения музыкальных записей, анализа, интересных бесед о музыке, не только старинной, но и современной. Буду давать задания, которые нужно сделать по четкому алгоритму. Затем отойду от компьютера, послушаю игру ученика. А после попрошу его сделать качественное видео, в котором он покажет усвоенный материал. Все это реально.
«Поймите, что нам всем нужно развиваться, чувствовать свое время. С моими учениками мы можем обсуждать рэп, как звучит Тупак и в чем его отличие от Дрейка»
Д: Насколько знание современной музыкальной индустрии помогает быть с учениками на одной волне? Что сами слушаете?

Р. Б.: Я искренне считаю, что нам всем нужно больше внимания уделять современной музыке. Я ценю и люблю академическую музыку и традиции, но замыкаться на них не стоит – нужно расширять горизонты. Все пианисты должны до дыр заслушать Оскара Питерсона, Билла Эванса и других мэтров. Кларнетисты не могут пройти мимо Эдди Дэниелса, например. Трубачи обязаны знать Сандоваля и Брейкера с Марсалесом. И так далее. Например, мне хочется, чтобы больше молодых музыкантов познакомились с музыкой Альбана Берга. Нужно понимать, что сделал для современной музыки с использованием электроники Штокхаузен.

Я очень люблю инди- и поп-музыку, обожаю джаз. Очень люблю Роберта Гласпера и Ди Энджело, а еще я обожаю Стинга. Мои отец и мать привили мне любовь к Пату Мэтини и великой классической группе "Земля, Ветер и Огонь". Список "любимых" можно продолжать бесконечно. Я пытаюсь делиться этой любовью с окружающими молодыми музыкантами. Кстати, советую каждому ознакомиться с творчеством гения аранжировки, композиции и потрясающего мульти-инструменталиста Джейкоба Кольера.

Поймите, что нам всем нужно развиваться, чувствовать свое время. С моими учениками мы можем обсуждать рэп, как звучит Тупак и в чем его отличие от Дрейка. Им это очень интересно, это сближает. Нужно давать молодому человеку возможность делиться с педагогами тем, что он слушает – пускай это будет хоть Элджей! Педагог послушает, выскажет свое мнение, и это будет диалог, который, возможно, сблизит. С детьми можно и нужно дружить, общаться абсолютно на равных, предлагать им слушать разную музыку, свои любимые записи и искать вместе с ними от какой музыки у них идут "мурашки".

Я убежден, что академическое образование не должно заканчиваться на "сыграйте гамму", "чуть громче, чуть тише". Процесс не должен быть сухим и скучным!
Д: Что бы вы посоветовали педагогам?

Р. Б.: Советую больше заняться общением, беседами о музыке и расширением кругозора своих учеников. Это не менее важно, чем навыки, которые поддерживаются удаленно благодаря видеоурокам. Кстати, записи процесса занятий на видео – это отличный способ самоанализа для ученика, возможность для него посмотреть на себя же со стороны. Повторюсь, этот период пойдет на пользу всем. Будьте здоровы!
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
ФОТО: ESQUIRE RUSSIA
Made on
Tilda