ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Наталья Осипова:

«Каждое концертное выступление и обновление исполнительского репертуара открывает новые возможности для движения вперёд, ведь это беспрерывный интеллектуальный творческий поиск»
Наталья Осипова
лауреат международных и всероссийских конкурсов, руководитель Современной духовой школы, член городского экспертного совета, преподаватель Детской музыкальной школы им. Н.С. Голованова, лауреат I степени Городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Преподаватель в сфере искусства»
Вы концертирующий музыкант, а также вы преподаватель детской музыкальной школы. Как сочетать и успевать и то, и другое?

— Музыка — это бесконечный источник вдохновения, который подразумевает интеграцию различных видов творческой деятельности. В моем случае — это абсолютно гармоничное и взаимодополняющее сочетание, концертное исполнительство и преподавание. Считаю, что преподаватель должен в совершенстве владеть своим инструментом, чтобы личным примером вдохновлять и наставлять ученика, прививать ему понимание истинной сущности искусства — сотворения прекрасного. Педагогическая деятельность требует постоянного совершенствования, оттачивания профессиональных навыков и мастерства, а также приобретения новых знаний. А каждое концертное выступление и обновление исполнительского репертуара открывает новые возможности для движения вперёд, ведь это беспрерывный интеллектуальный творческий поиск.

К тому же музыка по своей природе является подражательным видом искусства и зачастую тонкости фразировки, нюансировки, музыкальный замысел и логику формы легче передать и донести ученикам посредством собственного исполнения на инструменте, нежели обычными образными объяснениями. На примере учителя ученик будет вовлечён в творческий процесс, будет стремиться активно участвовать в концертной деятельности и конкурсных выступлениях, будет осознавать ценность и перспективу того, чем он занимается. Поэтому преподаватель-исполнитель — это идеальный вариант.

Концертные выступления для меня — бесконечный источник вдохновения, уникальная среда для общения с коллегами и публикой, удовольствие от сотворения.
Есть ли у вас упражнения, помогающие флейтистам совершенствовать мастерство игры?

— Первыми приглашёнными профессорами Санкт-Петербургской и Московской консерваторий были иностранные музыканты. Постепенно на протяжении XX века закладывался прочный фундамент российской исполнительской школы игры на духовых инструментах. Безусловно, это методические и научные труды В.Н. Цыбина, С.В. Розанова, И. Усова, Н.И. Платонова, В.М. Блажевича, Ю.Г. Ягудина и др. И сегодня мир музыкального искусства находится в беспрерывном развитии, появляются новые знания о физиологии и психологии, меняется восприятие знаний и способы усвоения информации.

Нового методического материала, посвящённого различным аспектам технологии игры на флейте, крайне не хватает. Я постоянно занимаюсь поиском и разработкой новых эффективных методов реализации учебного процесса. В 2017 году издала своё методическое пособие для работы над звуком, тембром и техникой амбушюра «Вокализы для флейты», которое было рекомендовано городским экспертным советом в системе профессионального и дополнительного образования города Москвы по художественному направлению «Духовые и ударные инструменты» в качестве учебного материала.

Уникальность данной методики состоит в том, что она интегрирует исполнительство на флейте и академический вокал — два вида музыкальной деятельности, которые очень близки по технологии. Использование вокальных приемов и принципов звукообразования способствует оттачиванию мастерства игры на флейте. Не случайно западноевропейские методики постановки исполнительского дыхания опирались на итальянские вокальные школы.

С помощью этих упражнений можно работать над:

· исполнительским дыханием: интенсивностью выдоха, контролем выдыхаемого столба воздуха, резонансным выдохом и «опорой» дыхания;

· качественным, красивым и объемным звучанием флейты в разных регистрах. Упражнения помогут выровнять тембр звука в разных регистрах, наладить работу амбушюра, контролировать чистоту интонации.

К упражнениям написан аккомпанемент фортепиано, что способствует развитию гармонического, высотно-динамического и ладового слуха, освоению основных гармонических функций в тональностях. Для самостоятельных занятий дома записан CD с аккомпанементом фортепиано, который помогает в работе над интонационной чистотой. Для пособия разработана уникальная картинка «Дерево флейтового мастерства», на которой изображена вся технология игры на инструменте. Юные флейтисты с большим интересом изучают ее и совершенствуют свои навыки.

Тираж методического пособия разошелся по всем городам России, преподаватели детских музыкальных школ и профессиональных образовательных организаций используют в своей практике именно этот методический материал. На данный момент готовится переиздание.

У меня есть очень интересная методика по работе над постановкой исполнительского дыхания, объединяющая ведущие мировые практики из спорта, йоги, медицины и науки, но адаптированная к игре на духовых инструментах. Есть методика по специфике артикуляции при игре на флейте и оттачиванию технического мастерства. Я беспрерывно работаю над тем, чтобы сделать процесс обучения игре на флейте живым, увлекательным и полезным.
«Каждая красивая и качественная нота, исполненная на инструменте, — это маленький кирпичик в фундаменте профессионального мастерства»
— Что бы вы посоветовали начинающему флейтисту?

— Слушать много прекрасной флейтовой музыки и известных классических произведений для формирования эстетического вкуса и личностного развития, а также для того, чтобы научиться понимать и говорить на языке музыки.

Важно посещать различные культурные учреждения театры, музеи, творческие мероприятия: концерты, выставки, конкурсы, ведь игра на инструменте — лишь одна из граней универсального и волшебного мира искусства!

А также советую запастись терпением, вырабатывать усидчивость, упорство в достижении цели, тогда придет осознание, что каждая красивая и качественная нота, исполненная на инструменте, — это маленький кирпичик в фундаменте профессионального мастерства.
«Каждое выступление меняет нас и мир вокруг нас в лучшую сторону, ведь при общении с публикой происходит обмен широким спектром эмоций»
Вы лауреат всероссийских и международных конкурсов. Как молодому таланту подготовиться к конкурсным выступлениям?

— Готовиться к конкурсным выступлениям лучше под руководством грамотного наставника, который поможет раскрытию таланта и индивидуальных способностей ученика, выстроить долгосрочную стратегию обучения для достижения высоких результатов. Вообще, конкурсные выступления — не самоцель обучения, а скорее возможность закрепить определённые достижения, представить проделанную работу на публику, проявить себя и послушать других участников, что чаще всего способствует выходу на новый уровень мастерства. Конкурсы мотивируют и формируют необходимые профессиональные навыки выступления на публике. Ведь профессиональная деятельность музыканта осуществляется в конкурентной среде, работаем ли мы в симфоническом оркестре, ведем ли сольную концертную деятельность или преподаем. Главное, она нацелена на преобразование окружающей среды — каждое выступление меняет нас и мир вокруг нас в лучшую сторону, ведь при общении с публикой происходит обмен широким спектром эмоций.

Поэтому хочется пожелать каждому юному музыканту научиться получать удовольствие от самых маленьких до самых грандиозных выступлений!
Вы очень интересно рассказываете про творческую профессию музыканта-флейтиста. Где сегодня можно обучиться данной профессии?

— Музыкальное образование и исполнительское искусство являются неотъемлемой частью социокультурной среды и показателем прогрессивного развития человечества. При этом следует отметить уникальность российского музыкального образования, для которого характерна трехступенчатая модель, разработанная на основе фундаментальной методической и научной базы поколениям выдающих музыкантов, преподавателей и ученых. Традиции и высокие достижения русской музыкальной школы позволяют отечественному профессиональному искусству занимать лидирующие позиции на мировом музыкальном олимпе.

В особенности важную роль в социокультурной среде играет современное музыкальное образование и воспитание как профессиональное, так и дополнительное, оказывая непосредственное влияние на формирование интеллектуального капитала общества в новых социально-экономических условиях и способствуя успешной интеграции молодежи в поликультурное пространство мира глобальных изменений.

Обучаться игре на флейте можно в детской музыкальной школе или в профессиональной образовательной организации (специализированной школе), а затем, если есть желание, построить музыкальную карьеру поступать в колледж и вуз. Уровень образования в музыкальных школах достойный и позволяет стать профессиональным музыкантом в дальнейшем.
Made on
Tilda