ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Мария Лолейт:
«Со временем все больше людей, занимающихся искусством, будут прибегать к инструментарию виртуального мира для самовыражения. Но в истоке останутся человеческая мотивация, креативность, задумка»
создатель платформы Ornamika.com, рассказывает о важности сохранения культурного наследия, о том, каким образом можно связать архаику с современностью, а также о том, смогут ли созданные роботом произведения искусства заменить творения человека.
Д: Вы работали руководителем проектов в McKinsey & Company, учились в Государственном университете управления. Что подтолкнуло вас перейти в сферу культуры и просвещения? У вас изначально был интерес к IT?

М.Л.: Когда я работала в McKinsey, у меня было две сферы интересов – разработка и внедрение инструментов работы с большими данными для улучшения бизнеса моих клиентов, а также образование. Однажды мне доверили руководить крупным образовательным проектом с фокусом на EdTech (цифровые решения в образовании), и он сильно повлиял на меня. Я увидела, что благодаря современным технологиям можно связать «носителей» уникальных знаний с людьми по всеми миру. Технологии способны в один момент вывести нишевую или прежде малодоступную область знаний на глобальный уровень. Это оказалось заразительной идеей. Одновременно с этим нарастал мой личный интерес к орнаменту как к графическому инструменту и как к носителю культуры различных народов. Так я пришла к созданию собственного проекта на стыке орнаментов и цифровых технологий.

Д: Вы позиционируете себя как энтузиаста цифровой гуманитаристики. Расшифруйте, пожалуйста, что это значит.

М.Л.: Для начала стоит дать определение самой цифровой гуманитаристики (или Digital Humanities). Это область исследований, обучения и созидания на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Первые исследователи, которые применяли компьютерные технологии для анализа текстов, появились еще в 50-х годах XX века. Но полноценной дисциплиной это стало только в нашем веке.

Дело в том, что гуманитарные науки, в частности культура и искусство, с точки зрения работы с данными являются слабо структурированным массивом. Ведь что такое набор литературных текстов или галерея картин с точки зрения компьютера? Это текстовый или визуальный массив данных без четкой структуры. При изучении таких массивов «традиционная математика» едва ли может позволить сделать открытие. Но благодаря развитию современных алгоритмов работы с неструктурированными массивами данных, вычислительные технологии стали активно использоваться и в гуманитарной сфере. Сегодня алгоритмы работы с такими данными стали доступны повсеместно, благодаря чему пересечение гуманитарных наук и технологий происходит все быстрее и быстрее. Это привело к появлению уже довольно мощных центров компетенций в Стэнфорде, Гарварде, Оксфорде, Швейцарской высшей технической школе и других передовых вузах мира. В России цифровой гуманитаристикой также активно занимаются, в том числе Высшая Школа Экономики и Сибирский Федеральный Университет, с ними у «Орнамики» уже сложились теплые отношения. Цифровая гуманитаристика сегодня используется в археологии, музыке, искусстве, урбанистике и многих других гуманитарных науках.

Я называю себя энтузиастом Digital Humanities, потому что проект «Орнамика» является независимой инициативой, мы взаимодействуем с экспертами в цифровой гуманитаристике, орнаментоведении и искусствоведении, но являемся независимой командой.
«Мы кропотливо конвертируем информацию из старинных книг и от отдельных экспертов, создаем высоко структурированный массив данных об орнаментах народов России»
Д: Как вы применяете цифровую гуманитаристику в вашем проекте «Орнамика»?

М.Л.: С ее помощью мы создаем высокоструктурированные архивы малоизученной области – орнаментов. По-английски это называется cultural heritage preservation с использованием цифровых технологий, или по-русски – сохранение культурного наследия. Мы кропотливо конвертируем информацию из старинных книг и от отдельных экспертов, создаем высоко структурированный массив данных об орнаментах народов России, созданных в период с 4 тысяч лет до нашей эры (древние народы Алтая) и до начала XX века. Далее, как мы знаем, случился Советский Союз, который растиражировал несколько довольно случайных видов узора (например, хохлому и гжель). Мы своей работой исправляем эту несправедливость и стремимся дать возможность изучать, исследовать и использовать все многообразие орнаментов народов нашей страны.


Страница архива на сайте Ornamika.com: «случайная» выдача объектов и возможность применения тэгов, фильтров и сортировки для структурированной работы с информацией
Нас как-то спрашивали, почему весь объем собранных нами материалов нельзя было выложить в Pinterest или создать большую папку в «облаке» и выгрузить все туда? Именно здесь и проявляется та самая «научность», методичность работы, которая так нравится нашим пользователям. В облачном хранилище ты не можешь добиться структуры. Архив «Орнамики» – это именно база данных, где у каждого изображения прописаны уникальные признаки и количество этих признаков постоянно растет. Сегодня, например, у нас в базе всего три упрощенных вида композиции: симметричная, произвольная и «бесконечная». При этом исследователи симметрии выделяют до 20 ее видов, соответственно, в какой-то момент мы перейдем на более гранулярную систему классификации.

Кроме того, мы будем активно внедрять технологии исследования, то есть проводить анализ изображений при помощи алгоритмов машинного зрения, которые позволят находить различия, сходства и закономерности в нашей базе за рамками тех, что нам известны. Это позволит нам прийти к новым, интересным выводам. Например, обнаружить, что какие-то элементы южных ковров удивительным образом похожи или даже одинаковы с элементами северных прялок – хотя это разные географии и разные века, разные виды искусства! Алгоритмы не смотрят на изображения привычным взглядом, что позволяет формировать целые группы или кластеры. И оказывается, что те объекты, которые ты никогда бы раньше не поставил рядом друг с другом, имеют сходства. Объяснение новых закономерностей – большая отдельная задача, но сам факт обнаружения подобного уже является микрооткрытием.
Д: Кроме сохранения наследия, как и где еще могут использоваться такие цифровые средства?

М.Л.: Они рождают новые и эффективные инструменты образования, которые более удобны, интерактивны, более вовлекающие, чем учебники. Возьмем нашу базу. Она примерно на 80% сформирована на основе старых книг, с которыми не очень легко работать – эти труды созданы для другого читателя, с другим ритмом жизни. Сохранив их информативность, мы перевернули формат, добавив принципы современных цифровых медиа: плавных переходов между блоками текста и картинками. Удобство – главная прелесть, удобство привлекает тех, кто только начинает интересоваться новой для себя сферой. Эта база нацелена на тех, кто хочет углубить свои знания, то есть, на современного интеллектуального зрителя-любителя.

Сегодня растет количество любознательных людей, которые в свободное время потребляют меньше развлекательного контента, а занимаются саморазвитием, но выбирают для этого современные удобные форматы. И образовательные проекты стремятся к таким форматам приблизиться.
«На меня повлияло национальное многообразие России. Понимание, что разные культуры имеют выход в разную визуальную форму»
Д: Звучит как хорошее дополнение к системе образования.

М.Л.: Именно так! Я вижу большой потенциал в работе с детьми и со школьной аудиторией. Можно попросить ребенка сделать адаптированное исследование, в простой форме донести до него концепцию мультинациональности нашей страны на примере тех же орнаментов. Например, выбрать любимый орнамент другого (не родного для ученика) региона – школьник сможет «походить» по карте, соотнести себя с регионами страны, почитать о них и открыть новое. Посыл «Орнамики» не в том, что у нас большая база, где собрано много стилей, а в том, что в самой России много разных народов. И ведь далеко не в каждой школе ребенку рассказывают об их истории. У нас одна из самых неоднородных стран в мире, и это большой повод для гордости.
Д: А как вообще появилась идея «Орнамики»?

М.Л.: Не было конкретного момента. Был постепенно нарастающий интерес. Как человек, вышедший из маркетинга, я видела популяризацию упомянутых гжели и хохломы, и у меня был внутренний упрек к дизайнерам – почему они не делают шаг к познанию другого стиля? Одновременно с этим каждый раз, попадая в насыщенные орнаментами пространства, например, в Стамбул, я замечала, что меня буквально «затягивает» в них. Позже я узнала, что в орнаменте есть гипнотическая составляющая из-за повторяемости. Как и в самой природе. Сейчас даже проводятся исследования, можно ли использовать орнаменты в психотерапии для гармонизации человека.

Также на меня повлияло национальное многообразие России. Понимание, что разные культуры имеют выход в разную визуальную форму. В итоге все это и привело меня к мысли, что было бы здорово создать художественный проект, рассказывая о них.

За время работы мои познания о культурном многообразии заметно расширились, углубились. Перед публикацией мы выверяем каждое предложение, балансируя между простотой и сложностью текста. Я эмоционально ухожу в наши статьи, это уже не просто интеллектуальный интерес. Профессиональное становится личным, во мне появилась эмпатия к непростым судьбам народов, историю которых я узнаю.
«Человек как стартовая искра в основе творческого объекта еще долгое время не уйдет»
Д: На карантине вы провели онлайн-выставку «Ornamika.Live», в рамках которой промышленный робот рисовал полотно старинных узоров России в прямом эфире семь дней подряд. Перфоманс получился завораживающим. В какой момент вы решили использовать современные технологии для создания образцов народной культуры?

М.Л.: Весь проект построен на соединении искусства и технологии, поэтому и наши выставки всегда будут нести этот микс в своем ДНК. В данном случае мы выбрали роботизированные технологии. Большой промышленный робот рисовал реконструкции старинных орнаментов. Мы свели архаику и современность, познакомили нашего пра-пра-прадедушку с его пра-пра-правнуком. Потому что узор – это древнейший способ человеческого самовыражения. Это то, что человек научился рисовать в первую очередь. А технологии – самое последнее его творение. Получается, что самое новое рисует самое старое.
Фото с выставки Ornamika.live. Источник: ornamika.com
При этом результат нашего художественного эксперимента – это именно новый вид культурного объекта, рожденного системной преобразований: сначала реконструкцией старинной графики в вектор, затем переводом вектора в алгоритм работы робота и затем непосредственным начертанием полученного изображения роботом с его подрагивающим «почерком», случайными кляксами, несовершенствами. Получилась такая «рукотворность XXI века» – результат работы дизайнера, программиста и робота.

То есть, это не замещение реального аутентичного предмета и изначального творчества человека – точно нет. Существованию народных промыслов и их хранителям ничего не угрожает – это история вечна. Но при этом в мире развивается современное искусство, которое работает на стыке технологий и архаики. Это привлекает новую аудиторию, потом что это некий новый язык разговора об искусстве и потреблении искусства.
Один из объектов, созданных роботом: фрагмент узора Дагестанского ковра конца 19 века. Источник: ornamika.com
Д: А если представить себя футурологом – смогут ли созданные роботом произведения искусства заменить творения человека?

М.Л.: Я побоюсь давать свои субъективные предсказания и могу лишь зафиксировать те прогнозы, которые кажутся мне наиболее вероятными. Думаю, что человек как стартовая искра в основе творческого объекта еще долгое время не уйдет. Со временем все большее количество людей, занимающихся искусством, будет прибегать к инструментарию виртуального мира для самовыражения. Но в истоке останутся человеческая мотивация, креативность, задумка. В предмете искусства важна его концептуальная часть, смыслы и идеи, которые может заложить лишь сам человек. Использование же цифрового инструментария – это просто неизбежная эволюция.
Д: Текстиль, дизайн одежды – в каких еще сферах можно использовать ваши наработки?

М.Л.: Этнические мотивы сейчас популярны повсеместно. Помимо упомянутых исследовательских и образовательных практик, наши наработки могут использоваться при создании керамики, обоев, в архитектуре (декоративные панели). Все, что является дизайном среды – как квартир, так и городов. Отдельного внимания заслуживает веб-дизайн. Это интересный кейс – дружит ли орнамент с веб-дизайном? Сайты зачастую моноцветны (белый + еще один), все цвета уже перебрали, возникает проблема дифференциации различных сервисов. Думаю, что хороший дизайнер может получить весьма интересный результат при использовании орнамента – в пиктограммах, к примеру.

Наконец, как уже сказано, это удобный способ рассказывать о культуре и даже просто о географии на уроках: если мы будем показывать ученикам не просто абстрактную карту с сектором А и сектором Б, а усиливать впечатление и запоминаемость через внедрение орнаментов. Орнаменты могут использоваться даже в тренировке математического мышления у детей: виды симметрии, умение создать орнамент из простых элементов – это улучшает навыки математики и геометрии.
«Тем, кто хочет творить в сфере культуры (как и в любой другой сфере), нужно стремиться к ясности мышления, понимать, чего именно ты хочешь, что тебя мотивирует и что ты хочешь сказать, дать людям»
Д: Какими качествами и умениями должен обладать творческий человек в XXI веке, чтобы быть успешным? Какую роль в этом играет междисциплинарность?

М.Л.: Я бы не говорила о том, что междисциплинарность – краеугольный камень. Есть разные стратегии. Допустим, гениальный скрипач и в XXI веке останется гениальным и найдет себе применение – ему не обязательно бежать за междисциплинарностью и искать или уметь что-либо на стороне. А есть и другая история – скажем, человек умеет программировать и рисовать на хорошем уровне, и в какой-то момент эти две сферы объединяются и рождается нечто уникальное, благодаря чему он становится цифровым художником высокого класса. Я бы не стала заявлять, что творческим людям нужно быть либо такими, либо такими. Тем, кто хочет творить в сфере культуры (как и в любой другой сфере), нужно стремиться к ясности мышления, понимать, чего именно ты хочешь, что тебя мотивирует и что ты хочешь сказать, дать людям. Мир сегодня предоставляет нам много инструментов, но в то же время и дезориентирует многообразием. Поэтому я думаю, что хорошей стратегией во все времена является соединение ясности мышления, своих намерений и трудолюбия, а конкретные навыки и знания нужно подбирать по ситуации.
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
Made on
Tilda