ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Почему физические упражнения
полезны для творчества
Танцор, пианист и преподаватель по вокалу обсуждают преимущества физических упражнений для занятий искусством
Физические упражнения не только помогают удерживать оптимальный вес и предотвращают риск сердечных и других тяжелых заболеваний. Они также способствуют нормализации нашего психического здоровья — развивают концентрацию внимания, бдительность, помогают бороться с тревожностью и поддерживают хорошее физическое самочувствие. Но правда ли, что физические нагрузки также полезны для развития творческих навыков?
«Танцоры говорят: чувствуешь себя больным – начни танцевать!»
По словам танцовщицы и хореографа Стефани Лейк, в сферах танцевального и циркового искусства преимущества фитнеса очевидны, ведь он является неотъемлемой частью рабочего и творческого процесса.

«Конечно, все зависит от того, чем вы занимаетесь. Но в Австралии, особенно в Мельбурне, большинство танцоров – фрилансеры, поэтому они должны легко приспосабливаться к любой нагрузке и уметь работать с различными хореографами и стилями, то есть — быть готовыми ко всему. Поэтому гибкость и физическая подготовка сослужат вам хорошую службу», — говорит Лейк.

Но работа во фрилансе также приносит стресс, а значит, сказывается на ментальном здоровье.

«Лично я, будучи фрилансером, не испытываю стресс. Более того, сам факт разнообразия работы приносил только положительные эмоции, и мне никогда не становилось скучно на одном месте. Единственное, что может приносить дискомфорт — нестабильность, отсутствие структурированности и финансовая незащищенность», — объясняет она.

К счастью для танцоров, которые находятся в стрессе или болеют, именно танцы могут помочь им избавиться от какого-либо недуга.

«Мне плохо, когда я не танцую продолжительное время, поэтому во время физической активности я всегда чувствую себя лучше», — сказала Лейк.

«Я опираюсь только на собственный опыт. Я столько раз просыпалась, ощущая себя просто отвратительно, и думала: «Сегодня я не смогу танцевать. Как грустно». Поэтому вставала, шла на работу и каким-то чудом через час или два работы в студии я просто забывала о том, что чувствовала себя больной».

«Это действительно чудо, и каждый из нас подмечал этот феномен. Танцоры говорят: чувствуешь себя больным — начни танцевать. Как только начинаешь потеть, к тебе возвращаются силы. Это потрясающе. Возможно, частичную роль в этом играет адреналин, но и сами танцы обладают целебным волшебством», — подмечает она.
«Сделайте вокальный фитнес обязательным!»
Для актеров, которые каждый вечер часами работают на сцене, физическое и ментальное благосостояние играет важную роль.

Джеральдин Кук, старший преподаватель по вокалу в театре Школы сценического мастерства при Викторианском колледже искусств (VCA) сравнивает работу на сцене с марафоном.

«В своей работе актеры задействуют все части тела. А голос — неотъемлемая его составляющая, поэтому работа с ним – большая физическая нагрузка. Но, помимо этого, актеры имеют дело со всеми видами чувств. Будучи на сцене, они находятся в возбужденном состоянии. Их эмоции обострены, как и их телесность, голос, интеллект», - говорит она.

«С друзьями и коллегами мы говорим ровным голосом, не используя и трети вокальных способностей. На сцене актеры будто бегут марафон. Они должны не только физически, эмоционально и ментально чувствовать себя здоровыми, но также должны задействовать все механизмы, которые снабжают кислородом кровь, заставляют мозг работать. А также реагировать на прилив эмоциональной энергии, которая охватывает на репетициях и на сцене».

Кук подтверждает необходимость физической активности для актеров.

«Важно чувствовать тонус в мышцах и, в частности, в голосе, чтобы иметь возможность сохранять объем легких, а не расширять их, следить за их работоспособностью. Для актера крайне важно заниматься тем, что придает ему энергию и развивает бдительность, будь то плавание, езда на велосипеде, прогулки или бег».

Учитывая нагрузку во время каждодневной сценической работы, упражнения для расслабления тоже необходимы.

«Умение расслабляться — важная составляющая хорошего физического самочувствия актера», — говорит Кук.

«Актеры, танцоры и музыканты имеют дело с чувственным восприятием и ощущениями, которые могут сильно утомлять. Когда мы расстраиваемся или чувствуем даже легкое эмоциональное недомогание, первое, что реагирует на состояние, — наш голос. Поэтому актеры должны справляться с сжатием грудной клетки и горла».

«Они должны осознавать границы своего тела и разума. Понимать, как должно функционировать их собственное тело и тело персонажа, а также как работают их мышцы, поддерживающие дыхание и голосовые связки».

«Актеры обязаны знать анатомию своего тела. А физическая активность позволяет понять слабые и сильные стороны вашего организма».

Кук призывает актеров тренировать не только голос, но и тело.

«Голос — это данность, о которой не принято беспокоиться. В нашей культуре внимание уделяется физической активности и разогреву тела, поэтому редко встретишь актера, который каждый день разогревает свой голос».

«Мы не привыкли работать с голосом так же, как с телом, но я уверена, что разминка голосовых связок не менее важна, чем разминка тела».

«Проверяйте, достаточно ли легко работают ваши легкие и сколько воздуха вы выдыхаете, ведь задержка дыхания равносильна эмоциональной задержке».
«Правильная осанка помогает создавать хорошую музыку»
Пианист Тимоти Янг, руководитель отделения фортепианной и камерной музыки Австралийской национальной музыкальной академии (ANAM), утверждает, что независимо от того, на каком инструменте играют музыканты, физические нагрузки для них имеют решающее значение.

«Для меня нет ничего удивительно в том, чтобы тратить восемь часов в день на игру на фортепиано. Поэтому, если вы сидите столько времени в одном положении, у вас должна быть правильная осанка. Иначе все закончится травмой спины».

Янг рассказал о том, что за каждым инструментом кроятся свои риски для здоровья.

«Самая большая трудность работы с гобоем — в давлении воздуха. Гобоисты выпускают воздух из легких, что сложнее вдоха. Из инструмента так тяжело выпустить воздух, что в какой-то момент им приходится избавляться от застоявшегося воздуха, чтобы снова вдохнуть его. Это очень трудно».

«Постоянная задержка воздуха плохо сказывается на кровотоке. Я слышал ужасные истории о том, как во время выступления у гобоистов происходил разрыв аневризмы», — говорит он.

Наряду с этим для музыкантов существуют и другие риски, например травмы повторяющихся нагрузок — состояние, напрямую связанное с положением тела и его функционированием.

«В нашей академии есть программа по поддержанию физического здоровья и самочувствия. Студенты получают достаточно информации о своем теле и здоровье. У нас есть специалисты по физиологии, которые рассказывают об особенностях работы с каждым инструментом и ориентируются на потребности учащихся».

У скрипачей тоже есть проблемы с осанкой. «Они держат инструмент прямо под подбородком, правая рука поднята, а плечо и левая рука должны удерживать гриф. Это неестественное положение тела».

«В случае с виолончелью и гобоем обе руки находятся практически в симметричном положении. Как и во время игры на пианино. Это положение более естественное, чем во время исполнения на скрипке. Поэтому, если не поддерживать свое тело в форме, у вас могут возникнуть разного рода проблемы, в том числе и с запястьями».

«В прошлом некоторые классические музыканты пропагандировали йогу и упражнения по Технике Александера. Но недавно музыкальная индустрия, наконец, стала сознательнее относиться к положению осанки и физическому состоянию музыкантов».

«Думаю, это пошло из спорта. Сегодня официально используют понятие «спортивная медицина». Возможно, появится «музыкальная медицина», но на данный момент на нас влияет философия спорта».

Техники, достижения и знания спортсменов доходят и до музыкантов. Если члены оркестра берут больничный по причине травм и других проблем со здоровьем, то тогда возникают трудности с тем, как управлять оркестром. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы профилактика здоровья стала лучшим лекарством.

Янг говорит, что некоторым музыкантам трудно менять позы и старые привычки.

«Они твердят, что «старого пса новым трюкам не научить». Но сегодня нам известно о пластичности нашего мозга, поэтому поменять прежние привычки возможно. Даже если им 10, 15 или 20 лет. Вам просто понадобится больше времени, чтобы себя переучить.

И подобные изменения имеют положительное влияние не только на тело, но и на творчество.

«Безусловно, это полезно для работы музыканта. А также может и продлить вам жизнь. Музыканты до глубокой старости могут играть на инструментах. Поэтому обидно, если их навыки теряются из-за проблем со здоровьем. Выполнять физические упражнения просто необходимо», — подытожил Янг.

Источник: ArtsHub
Made on
Tilda