ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Творческое инклюзивное образование: специфика направления
и методическая поддержка
Елена Валентиновна Александрова
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению «Творческое инклюзивное образование» рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
  • Сохранение и обобщение уникальных учебно-методических разработок в области инклюзивного творческого образования
  • Повышение профессионального уровня педагогических работников в области инклюзивного образования, привлечение творческого потенциала молодых специалистов
  • Методическое и организационное сопровождение творческих концертных мероприятий
О проводимых мероприятиях

В мероприятиях Центра принимают участие дети с особыми образовательными потребностями, родители, преподаватели ДШИ и ДМШ, профильных вузов, ссузов, заинтересованные лица.

Среди мероприятий стоит отметить:

· Ежегодная Открытая педагогическая конференция, посвященная актуальным вопросам инклюзивного образования в сфере искусств.

· Смотр работ преподавателей ДШИ и ДМШ с учащимися с ОВЗ – мониторинг качества образования, обмен опытом.

· Фестивали, конкурсы, концерты, предусматривающие участие детей с ОВЗ в единой, общей программе.

· Мастер-классы, круглые столы, профориентационные встречи с преподавателями профильных ссузов и вузов.



О методиках

Инклюзивный подход, включающий всех детей, независимо от их особенностей, в единую систему образования, является по сути инновационным.

Он делает ребенка (не только особенного, но и нормотипичного) центральной фигурой образовательного процесса, обращает внимание на его индивидуальные предпочтения, активность, избирательность, креативность. В зависимости от этого педагогами выстраивается и реализуется индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

Эта работа требует специальных знаний и предполагает гибкое использование как традиционных методов организации учебного процесса, так и специальных, учитывающих образовательные потребности каждого ребенка.

Дети с особыми возможностями здоровья расположены к занятиям искусством, в процессе обучения часто проявляют большие способности, целеустремленность, и по окончании ДШИ или ДМШ успешно поступают в профильные учебные заведения.

Дополнительное образование в области искусств позволяет особенным ученикам компенсировать недостатки, вызванные недугом, социализироваться, почувствовать уверенность в себе, творчески реализоваться и реабилитироваться.

Школы искусств имеют огромные ресурсы для проектирования и реализации разнообразных инклюзивных образовательных программ, которые всегда будут востребованы.

При организации инклюзивного образования в первую очередь следует обратить внимание на возможности учреждения в организации доступности образовательной среды для детей с ОВЗ и наличия преподавателей, прошедших обучение в области инклюзии.



О роли педагога

Современный педагог должен постоянно развиваться и совершенствоваться в своих профессиональных навыках и жизненных компетенциях. Компетенции по работе с детьми с ОВЗ в настоящее время становятся обязательной профессиональной составляющей.

Требования к преподавателям, работающим в условиях инклюзивного образования:

среднее или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденные сертификатом установленного образца. Преподаватель должен знать и учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать особые образовательные потребности ребенка, использовать индивидуальный специализированный подход, осуществлять контакт с родителями или сопровождающими лицами обучающегося.

В условиях инклюзии помимо специальных знаний педагогам потребуются навыки проектной работы для создания адаптированной программы. Работа по ее реализации предполагает хорошее командное взаимодействие преподавателей и концертмейстеров для оценки качества и динамики учебного процесса, его грамотной корректировки.



О рабочей группе Центра

В рабочую группу Центра входят директора школ, преподаватели ДМШ и ДШИ, колледжей г. Москвы, имеющие многолетний результативный опыт работы с учащимися с ОВЗ, музыкальный психолог. Члены рабочей группы курируют работу с учащимися определенной категории ОВЗ, а не специальности обучения.
Часто задаваемые вопросы
Полезные ресурсы по направлению
«Творческое инклюзивное образование»
Среди планов развития Центра:

- разработка вопроса непрерывного образования в области искусств для выпускников ДШИ и ДМШ с ОВЗ;

- создание карты доступности ДШИ и ДМШ г. Москвы для разных категорий ОВЗ;

- подготовка преподавателей дополнительного образования к работе в условиях инклюзии.

Елена Александрова
Made on
Tilda