ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Духовые инструменты:
специфика направления
и методическая поддержка
Андрей Валов
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению
"Духовые инструменты" рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
Помощь преподавателям в реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в сфере искусства
Сопровождение образовательного процесса детских школ искусств
Создание творческого пространства, которое заключается в подготовке и проведении Ассамблеи духовых оркестров, творческих мероприятий, фестивалей, мастер-классов, конкурсов для солирующих инструментов и ансамблей
Методическая помощь преподавателям и информирование о проведении окружных прослушиваний, городских концертов, конференций, мероприятий, в сотрудничестве с Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства
О специфике направления

Объединение педагогических работников Центра профессионального мастерства "Духовые инструменты" занимается подготовкой не только сольных исполнителей в системе дополнительного образования города Москвы по реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ, но и большое внимание уделяется созданию духовых оркестров и сводного духового оркестра города Москвы, который выступает на ведущих площадках города.

Особенностью Центра является разнообразие представленных специальностей — флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот, труба, валторна, тромбон, туба.

Задачей Центра является доведение современных методик до преподавателей, во многом с помощью курсов повышения квалификации, на которые в качестве спикеров приглашаются ведущие преподаватели, профессора Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных и т.д. Кроме того, на базе Центра проходят мастер-классы с участием зарубежных педагогов и концерты преподавателей.



О роли педагога

Роль преподавателя трудно переоценить. Он должен обладать широким кругозором, помогать учащимся не только в освоении инструмента, но и на своем примере демонстрировать современно мыслящего человека, умеющего использовать новые методические приемы и раскрывать творческие задачи, опираясь не только на музыкальные примеры, но и прекрасно знать другие направления искусства.

В своей работе Николай Васильевич Волков пишет: «Преподаватель должен быть связан творческим процессом —фантазией, воображением, интуицией, вдохновением».

Сама музыка — это освоение нового языка, процесс можно сравнить с изучением иностранного языка. И если преподаватель смог донести этот сложный язык до ученика, то это на всю жизнь.

Время очень быстро бежит и за ним педагогам необходимо успевать. Для педагога чаще всего присутствует постоянный поиск — как донести, как объяснить, что такое музыка и растолковать, что это ежедневный труд. Часто это попытка «перетянуть на свою сторону». Это сложно, но возможно. От преподавателя требуется индивидуальный подход к каждому ученику. Иногда объяснить можно пением. Очень хорошо сказал Алексей Владимирович Волков, который сегодня возглавляет кафедру Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполита-Иванова: «Пока не начнут петь, я ученика не беру. Пусть он споет, что он хочет сыграть. Тогда он сможет сыграть на саксофоне, если он сможет извлечь необходимое голосом».



О планах развития Центра

Задача Центра донести до преподавателя новейшие методики, которые демонстрируются на курсах повышения квалификации и мастер-классах. В ближайшее время Центром планируются: Фестиваль духовых оркестров, посвященный Валерию Михайловичу Халилову, множество конкурсов, проведение Педагогической конференции, Рождественских отчетных концертов. Многие из этих мероприятий проводятся на базе других школ, и соответственно происходит полезный обмен опытом и наработками. Центр продолжает активно сотрудничать со средними специальными учебными заведениями города Москвы. Практически обязательным является посещение таких мероприятий, как "День открытых дверей" средних специальных учебных заведений, заключаются договора между школами и средними специальными учебными заведениями о проведении педагогической практики вне школьных занятий.

Часто задаваемые вопросы
Какую помощь педагогам оказывает Центр?
Помощь преподавателям заключается в налаживании контактов и взаимодействия внутри профессионального сообщества. Центр помогает преподавателям в юридических вопросах. И кроме того, даже на окружных конкурсах всегда есть представитель рабочей группы Центра, один из ведущих преподавателей и музыкантов, который может помочь по всем возникающим вопросам.
Какие конкурсы курирует Центр?
Центр курирует большое количество конкурсов, среди которых окружные и общегородские, некоторые из них проходят на базе Детской музыкальной школы имени М.И. Табакова и Детской музыкальной школы имени И.О. Дунаевского, в последней ежегодно происходит чередование инструментов, проходят конкурсы кларнетистов, саксофонистов, флейтистов, исполнителей на медных духовых инструментах.
Как можно получить актуальную информацию о проводимых мероприятиях?
Полезные ресурсы по направлению
"Духовые инструменты"
Литература
  • Н.В. Осипова. Методическое пособие "Школа звука "Вокализы для флейты"
  • Б. Диков. "Методика обучения игре на духовых инструментах"
  • И.Ф. Оленчик. Методическое пособие "Обучение и исполнительство на кларнете"
Сама музыка — это освоение нового языка, процесс можно сравнить с изучением иностранного языка. И если преподаватель смог донести этот сложный язык до ученика, то это на всю жизнь. Время очень быстро бежит и за ним педагогам необходимо успевать. Для педагога чаще всего присутствует постоянный поиск — как донести, как объяснить, что такое музыка и растолковать, что это ежедневный труд. Часто это попытка «перетянуть на свою сторону». Это сложно, но возможно. От преподавателя требуется индивидуальный подход к каждому ученику.
Андрей Валов
Made on
Tilda