ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Фортепиано инструментальных отделений: специфика направления
и методическая поддержка
Марина Щербакова
руководитель Центра профессионального мастерства по направлению
"Фортепиано инструментальных отделений" рассказывает о специфике направления, методической поддержке педагогов и отвечает на часто задаваемые вопросы.
Среди основных векторов работы:
выработка общей стратегической линии развития, направленной на повышение качества трёхступенчатой системы образования
создание эффективных условий для повышения профессионального и творческого роста преподавателей и учащихся
расширение палитры мероприятий разного уровня
оказание методической помощи преподавателям
О Центре

Центр профессионального мастерства – это прежде всего Школа передового опыта с целью оказания разнообразной методической помощи и обобщения работы по различным направлениям искусств.

Как составная часть реализуемых дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Струнные инструменты» в детских музыкальных школ и школ искусств г. Москвы, предмет «Фортепиано» объединяет собой будущих исполнителей почти всех специальностей и в этом смысле направление самое многочисленное.

На сегодняшний день предмет «Фортепиано» для большинства учащихся других специальностей предусматривает обучение детей только по предпрофессиональной программе. Таким образом, на программы приходят дети, ориентированные на дальнейшее обучение и профессию музыканта. Профессиональный подход к изучению предмета «Фортепиано», как «второго языка» и воспитание широко образованного универсального музыканта продиктовано вызовами современности и уровень преподавания должен быть достаточно высоким (выше ранее установленных стандартов).

Владение фортепиано – настоящим эсперанто для музыкантов – открывает новые горизонты для общения и сотворчества музыкантов во всем мире.

Центр профессионального мастерства «Фортепиано инструментальных отделений» считает важными задачами направления:
– сохранение традиционных методик и развитие уникальных учебно-методических разработок московской системы дополнительного образования;
– анализ уровня реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» и координация работы Центра совместно с окружными экспертными советами с целью оказания преподавателям своевременной методической, информационной и организационной поддержки;
– формирование информационно-методической системы повышения квалификации молодых преподавателей и установление творческих контактов и укрепление связей со средне профессиональными и высшими учебными заведениями.



О проектах Центра и проводимых мероприятиях

Центр поддерживает такие проекты, как:

-фестивали фортепианной музыки «Зимняя фантазия» и «Мы молодой весны гонцы» в виде серии концертных мероприятий;
-смотры творческих работ преподавателей;
-ежегодная научно-практическая конференция «Педагогическая инициатива» в 2021/2022 учебном году проводится в статусе Всероссийской конференции.


В конкурсах, организуемых Центром, могут принимать участие не только учащиеся школ, но и студенты колледжей, а в состав жюри входят коллеги из средних и высших учебных заведений, что несомненно способствует укреплению взаимосвязей всех трех ступеней образования:

-«Эпоха» - Московский открытый конкурс для учащихся разных специальностей ДМШ и ДШИ по предмету «Фортепиано»;
-«Piano ad libitum» - Всероссийский конкурс-фестиваль по фортепиано для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства;
Музыкальные диалоги» - Всероссийский фестиваль учащихся разных специальностей ДМШ, ДШИ и СПО по предмету «Фортепиано».

В 2021 году в Центрах по двум направлениям: «Фортепиано инструментальных отделений» и «Фортепиано хоровых отделений» были запущены два новых проекта:

-Школа молодого преподавателя «Диалог поколений» - цикл семинаров и практических занятий с ведущими педагогами ССУЗов и ВУЗов г. Москвы, в ходе которых маститые педагоги с удовольствием делятся секретами мастерства, вспоминают годы учебы, отвечают на вопросы своих молодых коллег, стимулируя и помогая им сформировать свою собственную профессиональную траекторию;

-Цикл встреч «Беседы у рояля», где преподаватели, исполнители, психологи размышляют и беседуют напрямую со слушателями на возникающие и волнующие профессиональные темы.



О взаимодействии с колледжами и вузами

Стратегия Центра по взаимодействию всех уровней образовательного процесса нацелена на установление творческих контактов для реализации важных задач трехступенчатой системы профессионального музыкального образования. Мы разрабатываем положения и проводим совместные конкурсы приглашаем коллег из колледжей и вузов для участия в качестве жюри конкурсов, мастер-классов, семинаров, конференций, курсов повышения квалификации, что несомненно способствует укреплению связей и повышению уровня преподавания предмета и подготовки учащихся для дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях.



О методической поддержке

Своевременная профессиональная методическая, информационная и организационная помощь преподавателям – важная составляющая в работе Центра. Курировать данную работу на местах помогают окружные экспертные советы во главе с руководителями округов. Они всегда готовы оказывать содействие в организации и проведении окружных концертов, отборочных прослушиваний к городским концертам и конкурсным мероприятиям, консультировать, оказывать поддержку преподавателям на местах. А также, своевременно информировать о новостях и изменениях в планах работы.

Центр стремится оказывать всю необходимую помощь в организации и проведении мероприятий в дистанционном или очном формате.
Часто задаваемые вопросы
Каковы критерии оценки участников конкурсов, городских концертов и отборочных этапов фестивалей, организованных центром?
Члены отборочных комиссий и жюри руководствуются традиционными критериями оценки выступающих:

-уровень владения инструментом;
-исполнительское мастерство, профессионализм;
-соответствие стилистики;
-сценическая культура;
-глубина и яркость воплощения художественного образа исполняемых произведений;
-соответствие репертуара возрастным индивидуальным возможностям исполнителя;
-ансамблевое звучание (в номинации «Фортепианный ансамбль»).

Программа конкурсанта должна быть разнообразна, продумана и подобрана с целью продемонстрировать лучшие стороны исполнителя на ярком концертном репертуаре.
Обязательно ли проходить аттестацию?
Аттестация на соответствие с занимаемой должностью является обязательной и проводится по месту работы преподавателя. В случае, когда преподаватель хочет подтвердить или повысить свою квалификационную категорию: аттестация на первую (высшую) квалификационную категорию проводится по желанию педагогических работников.

Полная информация о регламенте и перечне необходимых документов для прохождения аттестации приведена на сайте Дирекции образовательных программ в разделе «Аттестация».
Где можно получить актуальную информацию о мероприятиях, проводимых по данному направлению?
Вся актуальная информация о работе Центра публикуется на сайте Дирекции образовательных программ и на сайте Детской школы искусств имени И.С. Баха.
Полезные ресурсы по направлению
"Фортепиано инструментальных отделений"
Литература
  • А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», издание второе, дополненное, издательство «Музыка». Москва. 1971г.
  • А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», издательство «Композитор». Санкт-Петербург. 2016г.
  • Л. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением», Методический очерк, издание третье, дополненное; издательство «Музыка». Москва. 1968г.
  • Н. Корыхалова «За вторым роялем», издательство «Композитор». Санкт-Петербург. 2006г.
  • Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», издательство «Музыка». 1987г.
  • С. Савшинский «Пианист и его работа», издательство «Советский композитор». Ленинград. 1961г.
  • Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста», издательство «Музыка». Москва. 2012г.
  • Г.М. Цыпин «Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности». Издательство «Музыка». 2010г.
  • «Вопросы фортепианного исполнительства» Очерки. Статьи. Воспоминания. Выпуск второй, издательство «Музыка». Москва. 1968г.
Важная миссия педагога – быть не только профессионалом, но личностью, способной увлечь и помочь «раскрыться» каждому ребенку, входящему в мир музыки и постигающему тайны мастерства. Мы всегда открыты для новых идей, обмена творческим и педагогическим опытом с коллегами, стремимся создавать условия для взаимного общения, постоянного развития и совершенствования.
Марина Щербакова
Made on
Tilda