ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Сергей Колесов: «Современные технологии «доставки» информации - это лишь инструмент ее донесения. Истинная современность заключается как раз не в этом, а в том, чтó именно вы хотите передать».
Победитель Международного конкурса саксофонистов им. Адольфа Сакса, крупнейших международных конкурсов камерной музыки в Италии и Германии, обладатель специального приза Международного конкурса саксофонистов "Saxiana" в Париже, преподаватель Факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургской консерватории Сергей Колесов рассказывает о музыке в период пандемии, плюсах и минусах онлайн-образования.
«Музыка - это не только звук. Музыка - это энергия»
Д: Пожалуй, самая актуальная тема последних нескольких месяцев – распространение коронавирусной инфекции и его последствия для всех. Многие компании терпят огромные убытки, развивается сфера фриланса и абсолютно все ищут новые подходы в своих областях, чтобы подстроиться под новые реалии. Как обстоят дела в музыкальном мире? Какие плюсы и минусы вы видите в происходящем с точки зрения искусства?

С. К.: Мы в очередной раз наблюдаем стремительно меняющуюся реальность. Это очень интересный объект исследования не только с био-медицинской точки зрения, но и с позиций анализа психических реакций людей и восприятия ими потоков информации. В любом случае, масса специалистов, от врачей-вирусологов до психотерапевтов, получили важнейший материал для серьезной работы.

Очевидно, что последствия коснулись каждого, в том числе и в сфере искусства. Безусловно, плюс в том, что сейчас есть возможность из любой точки Земли получить доступ к концертам мировых сцен. Еще лет 20 назад об этом можно было только мечтать. Такие трансляции необходимы, когда у тебя нет возможности посетить подобные залы вживую или, как сейчас, когда многие вынужденно находятся дома.

Однако, на мой взгляд, подобная практика способна лишь приоткрыть дверь в мир настоящей музыки. Чтобы она открылась полностью, необходим живой контакт. Музыка - это не только звук. Музыка - это энергия. Вы не задумывались, почему билеты в партере на первых рядах стоят намного дороже, чем сзади или на балконе? Нет, не потому, что лучше слышно или можно рассмотреть анатомические подробности туловищ музыкантов. Человек, пришедший на концерт, получает энергию. Это магия, которую невозможно объяснить словами и которая не передастся ни в каком ином формате. Чем ближе он находится, тем он более «сопричастен» тому чуду, которое происходит на сцене.

Я искренне надеюсь, что карантин не продлится настолько долго, чтобы формат концерта без публики в зале смог завоевать даже ничтожную популярность или хоть как-то соперничать с живым концертом. Хотя в обычных условиях существование параллельной интернет-трансляции живого концерта - это потрясающий ресурс.
«На мой взгляд, образование может и должно частично перейти в онлайн»
Д: Сфера образования сегодня также столкнулась с необходимостью пересмотреть форматы обучения в сторону цифровизации. Используете ли вы онлайн-формат уроков и что, на ваш взгляд, ждет сферу образования в будущем?

С. К.: Именно в сфере образования у Интернет-ресурсов огромный потенциал. Уже сейчас мы живем во время, когда есть возможность легкого доступа к ценнейшей информации. В прошлом году совместно с компаниями Yamaha и D'Addario я записал серию видео-уроков, в которых подробно разбираются важнейшие исполнительские моменты игры на саксофоне. Эти уроки бесплатны и доступны с китайскими и английскими субтитрами в любой точке мира.

На мой взгляд, образование может и должно частично перейти в онлайн. Это касается передачи каких-то базовых знаний и навыков. Определенные материалы должны быть в общем доступе. Это касается основных навыков, которые не требуют значительного вовлечения учителя. Как раз это и воплощается в моей видео-школе саксофона. Уроки с одной стороны «для всех», но в формате «для каждого». Как итог, тысячи, а иногда и десятки тысяч просмотров. Моей жизни не хватит, чтобы повторять эту информацию для каждого столько раз.

В будущем произойдет еще большая интеграция образования в цифровое пространство. Если этот процесс неизбежен, то наша задача сделать это максимально безболезненно, полезно и разумно.
Д: Современное образование – что это для вас?

С. К.: Много говорится о современном образовании, но имеется ввиду лишь технологический процесс. Современные технологии «доставки» информации - это лишь инструмент ее донесения. Истинная современность заключается как раз не в этом, а в том, чтó именно вы хотите передать. К сожалению, акцент именно с сути смещается в сторону формы. А системной стратегии в целом пока не просматривается ни в том, ни в другом.
«Онлайн образование может принести колоссальную пользу, если будет внедряться грамотно»
Д: И все же, если мы говорим о новых подходах к образованию, стремлению сделать его доступным всем и всюду – достаточно ли будет онлайн-формата или ничего лучше традиционной школы быть не может?

С. К.: Если мы говорим про искусство высоких достижений, не стоит пребывать в иллюзии, что онлайн уроков достаточно. Учитель - это не компьютер. Учитель - это живой человек. Чтобы воспринять все, ученик глубоко погружается в его личность. На востоке есть практика, когда ученик живет с учителем, чтобы принять и прочувствовать его философию. Он даже стирает его одежду. Я не хочу, чтобы мои ученики стирали мою одежду, я это делаю прекрасно сам. Но, даже находясь рядом, ученик попадает в энергополе мастера и учится даже тогда, когда не происходит ничего. Сядьте рядом с великим и почувствуйте энергию, исходящую от него. От этого мурашки по коже. Это важно.

На становление гения Сергея Рахманинова непосредственно повлиял его учитель Николай Зверев, у которого он жил на протяжении нескольких лет. А теперь представьте, что он у него не жил, а занятия проходили по скайпу. Как Вы думаете, результат был бы тот же? Я уже вижу Вашу улыбку.

Но повторюсь, что онлайн образование может принести колоссальную пользу, если будет внедряться грамотно. Человечество сформировало огромный багаж знаний, которыми можно поделиться и сделать доступными всему миру. В этом случае процесс их получения геометрически ускоряется как качественно, так и количественно. А учителям не нужно начинать «от печки» с каждым учеником.
БЕСЕДОВАЛ: ДМИТРИЙ КОМАРОВ
Made on
Tilda